Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Финляндия: образование в кафетерии (комментарий В.К.)

Финляндия: образование в кафетерии (комментарий В.К.)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 814
  • печатать
  •  
    • 0

Фото с сайта www.infinland.net.


Финляндия откажется от преподавания по предметам в пользу преподавания по темам

23.03.2015

Правительство Финляндии намерено провести крупнейшую реформу в истории образования страны, введя преподавание по темам вместо преподавания по предметам. Об этом сообщает The Independent.

Несмотря на то, что система образования Финляндии считается одной из лучших в мире (в 2012 году государство занимало двенадцатое место в престижнейшем рейтинге PISA по качеству обучения), власти страны намерены устроить местным старшим школам настоящую встряску.

Вместо привычного преподавания по предметам в Финляндии предлагают ввести обучение «по явлениям» или по темам. В новом режиме от школьника не потребуют проходить полные курсы физики и английской литературы, а позволят выбрать их отдельные фрагменты, которые пригодятся ему в будущем.

Главная задача инновационной системы образования — избавиться от вечных вопросов «Зачем мне это знать?» и «Для чего я это учу?». Каждая «тема» будет состоять из целого комплекса привычных предметов — например, во время курса «работы в кафетерии» подростки смогут получать знания о языках, математике, навыках письма и общения с клиентами. При этом записываться на любую «тему» учащийся будет, руководствуясь представлением о её необходимости для своей дальнейшей жизни.

Новая система станет испытанием не только для учеников, которым предстоит работать небольшими коллективами, чтобы получать навыки работы в команде, но и для преподавателей — им также придётся более тесно взаимодействовать друг с другом. Каждая «тема» разделена на несколько занятий с разными учителями, чьи программы должны идеально дополнять друг друга.

Глава департамента образования Хельсинки Марьо Киллонен (Marjo Kyllonen), автор реформы, намерена привлекать преподавателей к новому способу обучения небольшими прибавками к зарплате.

"Школы сейчас учат детей старомодным образом, больше подходящим для XX века, но в наше время запросы изменились, нам нужно что-то подходящее для XXI века"
Марьо Киллонен, инициатор реформы образования.


Первые тесты новой системы обучения показали положительную динамику: ученики более заинтересованы в образовании, если видят непосредственную пользу от каждого предмета. Завершить реформу по всей стране предполагается уже к 2020 году.

Помимо этого в Финляндии с 2016 года ученикам разрешат почти полностью отказаться во время занятий от ручки и карандаша в пользу компьютерной клавиатуры. Тем не менее занятия с прописями пока полностью отменять не планируется.

www.tjournal.ru

Мир, действительно, сейчас мыслит "темами", задаваемыми в разных жизненных контекстах, а не "предметами", которые его часто лишь анатоМИРуют. Приговора науки этим не подписывается. Живая, не препарированная в учебных предметах наука тоже мыслит "темами". Само мышление - уже тема. "Я - не психолог, я - специалист по мышлению", - говорил мой учитель В.В.Давыдов другому своему ученику, моему другу Брониславу Зельцерману... Мыслиться может и в кафетерии. Пусть даже о кафетерии. Главное, чтобы мыслилось.

А мышление, оно - и в кафетерии мышление, и о нем - тоже мышление. Не утрачивающее ничего из того, что "знали по теме" Платон, Лейбниц, Спиноза, Кант, Гегель... и, возможно, даже нечто приобретающее. Что - вопрос к современной науке, для которой полно работы в кафетерии, в связи со множеством открытых "тем". А если там будет наука, то будет и научное образование.

Хотя возрастает риск превращения школы в один из институтов everyday thinking, плодами которого уже усыпано мировое образовательное древо. А, может, все-таки дело не в пресловутой экспансии повседневности, а в том, что плодовая культура состарилась, одичала и заново требует внимания - со стороны мышления?

Школа вырвалась из своих четырех стен не сегодня и даже не вчера. Люди стали воспринимать мир как глобальную "образовательную среду". Хотя по-настоящему "образовательная" - она, разумеется, далеко не везде. Вопрос в том, как сохранить "дух" образования, который не вмещается в класс. Далеко не новые разговоры о проектности в образовании, школе-клубе и т.д. возникли в попытках ответить на этот вопрос. Не столько повседневность врывается в школу, сколько школа в повседневность. Противостоять этому бессмысленно. Остается думать, как повседневность сделать не повседневной - и именно средствами образования, этим предотвратив и профанацию самого образования.

Рассловоохотился - простите! - не спроста: "тема" возникла по ходу лекции, которую я читал лет 15 назад в одном финском университете.

Владимир Кудрявцев


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Мивако Ямадо: Различия культурных традиций препятствуют развитию процесса изучения иностранных языков
26-10-2014
Мивако Ямадо:

18 октября в рамках традиционной осенней
И швец, и жнец, и на дуде игрец (о новом стандарте для российских учителей)
08-12-2013
И швец, и жнец, и

Школьный эксперимент начнётся с четвероклассников
31-07-2009
Школьный

Информация к разным размышлениям. Мировое образование в новейших цифрах
18-09-2006
Информация к разным

Информация к размышлению. Посадить дошколенка за парту?
23-09-2005
Информация к

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (43)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх