Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Финляндия: образование в кафетерии (комментарий В.К.)

Финляндия: образование в кафетерии (комментарий В.К.)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 072
  •  
    • 0

Фото с сайта www.infinland.net.


Финляндия откажется от преподавания по предметам в пользу преподавания по темам

23.03.2015

Правительство Финляндии намерено провести крупнейшую реформу в истории образования страны, введя преподавание по темам вместо преподавания по предметам. Об этом сообщает The Independent.

Несмотря на то, что система образования Финляндии считается одной из лучших в мире (в 2012 году государство занимало двенадцатое место в престижнейшем рейтинге PISA по качеству обучения), власти страны намерены устроить местным старшим школам настоящую встряску.

Вместо привычного преподавания по предметам в Финляндии предлагают ввести обучение «по явлениям» или по темам. В новом режиме от школьника не потребуют проходить полные курсы физики и английской литературы, а позволят выбрать их отдельные фрагменты, которые пригодятся ему в будущем.

Главная задача инновационной системы образования — избавиться от вечных вопросов «Зачем мне это знать?» и «Для чего я это учу?». Каждая «тема» будет состоять из целого комплекса привычных предметов — например, во время курса «работы в кафетерии» подростки смогут получать знания о языках, математике, навыках письма и общения с клиентами. При этом записываться на любую «тему» учащийся будет, руководствуясь представлением о её необходимости для своей дальнейшей жизни.

Новая система станет испытанием не только для учеников, которым предстоит работать небольшими коллективами, чтобы получать навыки работы в команде, но и для преподавателей — им также придётся более тесно взаимодействовать друг с другом. Каждая «тема» разделена на несколько занятий с разными учителями, чьи программы должны идеально дополнять друг друга.

Глава департамента образования Хельсинки Марьо Киллонен (Marjo Kyllonen), автор реформы, намерена привлекать преподавателей к новому способу обучения небольшими прибавками к зарплате.

"Школы сейчас учат детей старомодным образом, больше подходящим для XX века, но в наше время запросы изменились, нам нужно что-то подходящее для XXI века"
Марьо Киллонен, инициатор реформы образования.


Первые тесты новой системы обучения показали положительную динамику: ученики более заинтересованы в образовании, если видят непосредственную пользу от каждого предмета. Завершить реформу по всей стране предполагается уже к 2020 году.

Помимо этого в Финляндии с 2016 года ученикам разрешат почти полностью отказаться во время занятий от ручки и карандаша в пользу компьютерной клавиатуры. Тем не менее занятия с прописями пока полностью отменять не планируется.

www.tjournal.ru

Мир, действительно, сейчас мыслит "темами", задаваемыми в разных жизненных контекстах, а не "предметами", которые его часто лишь анатоМИРуют. Приговора науки этим не подписывается. Живая, не препарированная в учебных предметах наука тоже мыслит "темами". Само мышление - уже тема. "Я - не психолог, я - специалист по мышлению", - говорил мой учитель В.В.Давыдов другому своему ученику, моему другу Брониславу Зельцерману... Мыслиться может и в кафетерии. Пусть даже о кафетерии. Главное, чтобы мыслилось.

А мышление, оно - и в кафетерии мышление, и о нем - тоже мышление. Не утрачивающее ничего из того, что "знали по теме" Платон, Лейбниц, Спиноза, Кант, Гегель... и, возможно, даже нечто приобретающее. Что - вопрос к современной науке, для которой полно работы в кафетерии, в связи со множеством открытых "тем". А если там будет наука, то будет и научное образование.

Хотя возрастает риск превращения школы в один из институтов everyday thinking, плодами которого уже усыпано мировое образовательное древо. А, может, все-таки дело не в пресловутой экспансии повседневности, а в том, что плодовая культура состарилась, одичала и заново требует внимания - со стороны мышления?

Школа вырвалась из своих четырех стен не сегодня и даже не вчера. Люди стали воспринимать мир как глобальную "образовательную среду". Хотя по-настоящему "образовательная" - она, разумеется, далеко не везде. Вопрос в том, как сохранить "дух" образования, который не вмещается в класс. Далеко не новые разговоры о проектности в образовании, школе-клубе и т.д. возникли в попытках ответить на этот вопрос. Не столько повседневность врывается в школу, сколько школа в повседневность. Противостоять этому бессмысленно. Остается думать, как повседневность сделать не повседневной - и именно средствами образования, этим предотвратив и профанацию самого образования.

Рассловоохотился - простите! - не спроста: "тема" возникла по ходу лекции, которую я читал лет 15 назад в одном финском университете.

Владимир Кудрявцев




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Мивако Ямадо: Различия культурных традиций препятствуют развитию процесса изучения иностранных языков
26-10-2014
Мивако Ямадо: Различия культурных традиций

18 октября в рамках традиционной осенней межрегиональной конференции «Авторская школа – «Эврика» где прошла мастерская Мивако
Информация к разным размышлениям. Мировое образование в новейших цифрах
18-09-2006
Информация к разным размышлениям. Мировое

Информация к размышлению
23-01-2005
Информация к размышлению

  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Декабрь 2018 (18)
Ноябрь 2018 (27)
Октябрь 2018 (27)
Сентябрь 2018 (41)
Август 2018 (55)
Июль 2018 (50)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх