Фото с сайта www.infinland.net.
Финляндия откажется от преподавания по предметам в пользу преподавания по темам23.03.2015
Правительство Финляндии намерено провести крупнейшую реформу в истории образования страны, введя преподавание по темам вместо преподавания по предметам. Об этом сообщает The Independent.Несмотря на то, что система образования Финляндии считается одной из лучших в мире (в 2012 году государство занимало двенадцатое место в престижнейшем рейтинге PISA по качеству обучения), власти страны намерены устроить местным старшим школам настоящую встряску.
Вместо привычного преподавания по предметам в Финляндии предлагают ввести обучение «по явлениям» или по темам. В новом режиме от школьника не потребуют проходить полные курсы физики и английской литературы, а позволят выбрать их отдельные фрагменты, которые пригодятся ему в будущем.
Главная задача инновационной системы образования — избавиться от вечных вопросов «Зачем мне это знать?» и «Для чего я это учу?». Каждая «тема» будет состоять из целого комплекса привычных предметов — например, во время курса «работы в кафетерии» подростки смогут получать знания о языках, математике, навыках письма и общения с клиентами. При этом записываться на любую «тему» учащийся будет, руководствуясь представлением о её необходимости для своей дальнейшей жизни.
Новая система станет испытанием не только для учеников, которым предстоит работать небольшими коллективами, чтобы получать навыки работы в команде, но и для преподавателей — им также придётся более тесно взаимодействовать друг с другом. Каждая «тема» разделена на несколько занятий с разными учителями, чьи программы должны идеально дополнять друг друга.
Глава департамента образования Хельсинки Марьо Киллонен (Marjo Kyllonen), автор реформы, намерена привлекать преподавателей к новому способу обучения небольшими прибавками к зарплате.
"Школы сейчас учат детей старомодным образом, больше подходящим для XX века, но в наше время запросы изменились, нам нужно что-то подходящее для XXI века"
Марьо Киллонен, инициатор реформы образования.
Первые тесты новой системы обучения показали положительную динамику: ученики более заинтересованы в образовании, если видят непосредственную пользу от каждого предмета. Завершить реформу по всей стране предполагается уже к 2020 году.
Помимо этого в Финляндии с 2016 года ученикам разрешат почти полностью отказаться во время занятий от ручки и карандаша в пользу компьютерной клавиатуры. Тем не менее занятия с прописями пока полностью отменять не планируется.
www.tjournal.ruМир, действительно, сейчас мыслит "темами", задаваемыми в разных жизненных контекстах, а не "предметами", которые его часто лишь анатоМИРуют. Приговора науки этим не подписывается. Живая, не препарированная в учебных предметах наука тоже мыслит "темами". Само мышление - уже тема. "Я - не психолог, я - специалист по мышлению", - говорил мой учитель В.В.Давыдов другому своему ученику, моему другу Брониславу Зельцерману... Мыслиться может и в кафетерии. Пусть даже о кафетерии. Главное, чтобы мыслилось.
А мышление, оно - и в кафетерии мышление, и о нем - тоже мышление. Не утрачивающее ничего из того, что "знали по теме" Платон, Лейбниц, Спиноза, Кант, Гегель... и, возможно, даже нечто приобретающее. Что - вопрос к современной науке, для которой полно работы в кафетерии, в связи со множеством открытых "тем". А если там будет наука, то будет и научное образование.
Хотя возрастает риск превращения школы в один из институтов everyday thinking, плодами которого уже усыпано мировое образовательное древо. А, может, все-таки дело не в пресловутой экспансии повседневности, а в том, что плодовая культура состарилась, одичала и заново требует внимания - со стороны мышления?
Школа вырвалась из своих четырех стен не сегодня и даже не вчера. Люди стали воспринимать мир как глобальную "образовательную среду". Хотя по-настоящему "образовательная" - она, разумеется, далеко не везде. Вопрос в том, как сохранить "дух" образования, который не вмещается в класс. Далеко не новые разговоры о проектности в образовании, школе-клубе и т.д. возникли в попытках ответить на этот вопрос. Не столько повседневность врывается в школу, сколько школа в повседневность. Противостоять этому бессмысленно. Остается думать, как повседневность сделать не повседневной - и именно средствами образования, этим предотвратив и профанацию самого образования.
Рассловоохотился - простите! - не спроста: "тема" возникла по ходу лекции, которую я читал лет 15 назад в одном финском университете.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта