Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Тёплый плед, подушка, мягкая игрушка: может ли онлайн-урок быть душевным

  • Закладки: 
  • Просмотров: 176
  •  
    • 0

Иллюстрация: marketing.com

Противники дистанта в числе прочих минусов онлайн-обучения называют отсутствие эмоциональной составляющей. По их мнению, через монитор компьютера общение учителя с детьми не может быть настоящим. Не хватает эмоций и тепла. Мы попросили преподавателей вузов, директоров школ, учителей и экспертов образования рассказать о том, как с этим обстоит дело в их образовательных организациях и что они вообще об этом думают.

«Душевность должна исходить прежде всего из содержания образования, которое держится на личности педагога»


Владимир Кудрявцев, доктор психологических наук, профессор:

«Вероятно, вся наша доцифровая школа была буквально пропитана душевностью. А, скажем, напряженные, пронзительные диалоги героев фильма “Доживем до понедельника” – дутый пафос…

Давайте возьмем такое “душевное” место, как тюрьма, образ который порой всплывал в школьных воспоминаниях. Так вот, во второй половине 90-х именно тюрьма, правда финская, стала той площадкой, где массово обкатывался образовательный онлайн-формат. Люди выходили из тюрем со справкой об освобождении и, при желании, университетским дипломом. “Душевно”, не правда ли? А это всего лишь политика государства, которое предоставлением такой возможности как бы дало знать, что ему не безразлична судьба гражданина, даже заключенного. Что оно в любых условиях по-человечески относится к нему, каким бы он ни был. И переживает за него, сопереживает ему. Да, конечно, и профилактика правонарушений тоже. Но ведь от этого не убережет и университетский диплом, в самом крайнем случае.

И еще. Душевность должна исходить прежде всего из содержания образования, которое, конечно, держится на личности педагога.


Есть ли в нем место вдохновению, удивлению, озарению тех, кто творил научное знание не для абстрактного человечества, но и для каждого из тех, кто пришел в класс или аудиторию – учиться или учить, неважно? Очень старый вопрос. Имеющий в массе, увы, отрицательный ответ. Стена, за которой осталась вся эта “душевность”, непробиваема, в отличие от монитора, по обе стороны которого сидят живые люди с сохранной способностью к общению».

«Эмоциональное общение детей невозможно без эмоционального взрослого и яркого антуража»

Иван Трифонов, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика»:

«Во время международных умных онлайн-каникул (читать – внеурочной деятельности) я убедился, что эмоциональное общение детей невозможно без эмоционального взрослого и яркого антуража. Например, проводя вечернюю рефлексию дня, взрослый менял заставку фона в зуме, включал спокойную фоновую музыку и брал в кадр что-то уютное: тёплый плед, подушку, мягкую игрушку – тем самым настраивая детей на разговор по душам. И дети самостоятельно реагировали на поведение взрослого, когда в кадре у них начинали появляться их личные уютные аксессуары, и рефлексия проходила в максимально дружеской доверительной атмосфере».

«Мы честно скучаем друг по другу»

Павел Северинец, директор московской школы № 444:

«Самые душевные уроки у нас проходят с одиннадцатым медицинским классом. Мы встречаемся два раза в неделю, в понедельник и в пятницу, на истории и обществознании. Почему они душевные? Мы честно скучаем друг по другу. Будущие медики очень мотивированы на учебу и высокие образовательные результаты. Нагрузка колоссальная. Особенно на профильные предметы: биология, химия, математика.

А на наших встречах мы можем просто поговорить о современных событиях.


Тем более что по истории мы сейчас изучаем перестройку и 90-е годы. А обществознание актуально всегда. Но особо я хотел бы отметить один урок, на котором часто обсуждаю с ребятами вопросы современного образования, спрашиваю их мнение. В частности, о дефицитах российских студентов, которые сформулировали педагоги-иностранцы, работающие в Тюменском государственном университете. Я был очень удивлён, что все дефициты, которые перечислили преподаватели, мои ребята ощущали у себя. Теперь вот думаю, за счёт каких мер их ликвидировать у будущих наших выпускников».

«Дистант – хорошая возможность перевести отношения “учитель-ученик-родитель” на доверительный уровень»

Артём Санин, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика», режиссёр, педагог-организатор, московская школа № 1065:

«Душевность рождается, когда всем интересно и комфортно, когда общение перестаёт быть формальным, когда рядом близкие люди, когда собеседник превращается в друга, с которым можно обсудить свои интересы и личные проблемы.

Но когда вокруг другие дети или коллеги-учителя – бывает сложно перестроиться и открыться, другое дело, когда ты сидишь у себя дома на родном диване, стуле или в кресле, когда под рукой чайник.


В такой атмосфере можно проводить душевные уроки, фестивали и даже просто встречаться – поболтать. Мы в школе № 1065 провели настоящий фестиваль талантов – “2 минуты 55 секунд славы” в дистанте, и нас вдохновило присутствие родителей в “окошках”. Мне кажется, дистант – хорошая возможность перевести отношения “учитель-ученик-родитель” на следующий, доверительный и продуктивный уровень».

«Язык жестов – это важно»

Полина Исалова, учитель биологии, московская школа № 854:

«В начале урока для решения заданий в формате ОГЭ можно использовать язык жестов. Например, в ОГЭ встречается задание на определение верности утверждений. В онлайн-формате это происходит следующим образом: учитель зачитывает утверждение, если оно верное – дети аплодируют, если неверное – перекрещивают руки. Камеры не выключать!»

«Дошкольники с удовольствием пододвигали стульчики к компьютеру своих старших»

Ксения Фёдорова, учитель начальных классов, московская школа № 854:

«На дистанте у нас были не только онлайн-уроки, но и онлайн-события. Такими мероприятиями интересовались не только ученики моего класса, но и их младшие братья и сёстры. Дошкольники с удовольствием пододвигали стульчики к компьютеру своих старших. Вместе мы погружались в виртуальные путешествия, экскурсии и театральные постановки. Младшие и старшие дети воспринимали материал с интересом, несмотря на разницу в возрасте. Душевно».

Татьяна Волошко



Электронная газета "Вести образования"




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Система развивающего обучения – основа школы будущего, считают эксперты
22-09-2020
Система развивающего обучения – основа школы

Наследие выдающегося советского ученого и педагога обсудили эксперты в ходе онлайн-конференции "Научная школа В.В. Давыдова:
Психолог Ольга Хухлаева проконсультирует школьников страны накануне старта ЕГЭ
24-05-2018
Психолог Ольга Хухлаева проконсультирует

25 мая, в преддверии старта основного этапа сдачи единого госэкзамена, в официальном сообществе Минобрнауки России в социальной
Урок в школе РО
20-01-2009
Урок в школе РО

  • Календарь
  • Архив
«    Март 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Март 2021 (1)
Февраль 2021 (24)
Январь 2021 (46)
Декабрь 2020 (46)
Ноябрь 2020 (29)
Октябрь 2020 (22)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх