Иллюстрация: marketing.com Противники дистанта в числе прочих минусов онлайн-обучения называют отсутствие эмоциональной составляющей. По их мнению, через монитор компьютера общение учителя с детьми не может быть настоящим. Не хватает эмоций и тепла. Мы попросили преподавателей вузов, директоров школ, учителей и экспертов образования рассказать о том, как с этим обстоит дело в их образовательных организациях и что они вообще об этом думают.
«Душевность должна исходить прежде всего из содержания образования, которое держится на личности педагога»
Владимир Кудрявцев, доктор психологических наук, профессор:«Вероятно, вся наша доцифровая школа была буквально пропитана душевностью. А, скажем, напряженные, пронзительные диалоги героев фильма “Доживем до понедельника” – дутый пафос…
Давайте возьмем такое “душевное” место, как тюрьма, образ который порой всплывал в школьных воспоминаниях. Так вот, во второй половине 90-х именно тюрьма, правда финская, стала той площадкой, где массово обкатывался образовательный онлайн-формат. Люди выходили из тюрем со справкой об освобождении и, при желании, университетским дипломом. “Душевно”, не правда ли? А это всего лишь политика государства, которое предоставлением такой возможности как бы дало знать, что ему не безразлична судьба гражданина, даже заключенного. Что оно в любых условиях по-человечески относится к нему, каким бы он ни был. И переживает за него, сопереживает ему. Да, конечно, и профилактика правонарушений тоже. Но ведь от этого не убережет и университетский диплом, в самом крайнем случае.
И еще. Душевность должна исходить прежде всего из содержания образования, которое, конечно, держится на личности педагога.
Есть ли в нем место вдохновению, удивлению, озарению тех, кто творил научное знание не для абстрактного человечества, но и для каждого из тех, кто пришел в класс или аудиторию – учиться или учить, неважно? Очень старый вопрос. Имеющий в массе, увы, отрицательный ответ. Стена, за которой осталась вся эта “душевность”, непробиваема, в отличие от монитора, по обе стороны которого сидят живые люди с сохранной способностью к общению».
«Эмоциональное общение детей невозможно без эмоционального взрослого и яркого антуража»Иван Трифонов, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика»:«Во время международных умных онлайн-каникул (читать – внеурочной деятельности) я убедился, что эмоциональное общение детей невозможно без эмоционального взрослого и яркого антуража. Например, проводя вечернюю рефлексию дня, взрослый менял заставку фона в зуме, включал спокойную фоновую музыку и брал в кадр что-то уютное: тёплый плед, подушку, мягкую игрушку – тем самым настраивая детей на разговор по душам. И дети самостоятельно реагировали на поведение взрослого, когда в кадре у них начинали появляться их личные уютные аксессуары, и рефлексия проходила в максимально дружеской доверительной атмосфере».
«Мы честно скучаем друг по другу»Павел Северинец, директор московской школы № 444:«Самые душевные уроки у нас проходят с одиннадцатым медицинским классом. Мы встречаемся два раза в неделю, в понедельник и в пятницу, на истории и обществознании. Почему они душевные? Мы честно скучаем друг по другу. Будущие медики очень мотивированы на учебу и высокие образовательные результаты. Нагрузка колоссальная. Особенно на профильные предметы: биология, химия, математика.
А на наших встречах мы можем просто поговорить о современных событиях.
Тем более что по истории мы сейчас изучаем перестройку и 90-е годы. А обществознание актуально всегда. Но особо я хотел бы отметить один урок, на котором часто обсуждаю с ребятами вопросы современного образования, спрашиваю их мнение. В частности, о дефицитах российских студентов, которые сформулировали педагоги-иностранцы, работающие в Тюменском государственном университете. Я был очень удивлён, что все дефициты, которые перечислили преподаватели, мои ребята ощущали у себя. Теперь вот думаю, за счёт каких мер их ликвидировать у будущих наших выпускников».
«Дистант – хорошая возможность перевести отношения “учитель-ученик-родитель” на доверительный уровень»Артём Санин, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика», режиссёр, педагог-организатор, московская школа № 1065:«Душевность рождается, когда всем интересно и комфортно, когда общение перестаёт быть формальным, когда рядом близкие люди, когда собеседник превращается в друга, с которым можно обсудить свои интересы и личные проблемы.
Но когда вокруг другие дети или коллеги-учителя – бывает сложно перестроиться и открыться, другое дело, когда ты сидишь у себя дома на родном диване, стуле или в кресле, когда под рукой чайник.
В такой атмосфере можно проводить душевные уроки, фестивали и даже просто встречаться – поболтать. Мы в школе № 1065 провели настоящий фестиваль талантов – “2 минуты 55 секунд славы” в дистанте, и нас вдохновило присутствие родителей в “окошках”. Мне кажется, дистант – хорошая возможность перевести отношения “учитель-ученик-родитель” на следующий, доверительный и продуктивный уровень».
«Язык жестов – это важно»Полина Исалова, учитель биологии, московская школа № 854:«В начале урока для решения заданий в формате ОГЭ можно использовать язык жестов. Например, в ОГЭ встречается задание на определение верности утверждений. В онлайн-формате это происходит следующим образом: учитель зачитывает утверждение, если оно верное – дети аплодируют, если неверное – перекрещивают руки. Камеры не выключать!»
«Дошкольники с удовольствием пододвигали стульчики к компьютеру своих старших»Ксения Фёдорова, учитель начальных классов, московская школа № 854:«На дистанте у нас были не только онлайн-уроки, но и онлайн-события. Такими мероприятиями интересовались не только ученики моего класса, но и их младшие братья и сёстры. Дошкольники с удовольствием пододвигали стульчики к компьютеру своих старших. Вместе мы погружались в виртуальные путешествия, экскурсии и театральные постановки. Младшие и старшие дети воспринимали материал с интересом, несмотря на разницу в возрасте. Душевно».
Татьяна ВолошкоЭлектронная газета "Вести образования"
На развитие сайта