Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Десятиклассник сказал главное: Может, я и провалил задание, которое мне дали, но я решу другое – «Когда я занимаюсь деятельностью, я меняюсь».

  • Закладки: 
  • Просмотров: 597
  •  
    • 0


В газете «Вести образования» есть замечательная рубрика – «Проба пера». С ее постоянным автором учеником 10 класса Петром Козловым не поспорили бы Фихте и Гегель. Я не умиляюсь. Просто – это не детский текст, а блестящее выражение молодой растущей мудрости, которое стоило бы зарубить на великовозрастных носах, охочих до успешности и результативности, «по факту» достижения. Хотя им уже едва ли поможешь… Проблема, конечно не в достижениях, а в способности к их смысловому ранжированию. . Хотя им уже едва ли поможешь… Хотя бы не мешать росту молодой мудрости своей суетностью. Чепуха, что мудрость – это стариковское. А стариковское – обязательно бесцветное, в крайнем случае, серое. «В то время, когда философия рисует серой краской по серому, тогда все формы жизни стареют, но используя в своей палитре лишь серый цвет, омолодить ее уже невозможно. Сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек». Ни в гегелевской «Философии права», откуда разошлась напрокат эта формула, ни в других местах у Гегеля не декларируется, что философия всегда обязана наносить серую краску на серое. У Гегеля это относится только к природе должного мира, как на него смотрели в античности: «Что же касается поучения, каким мир должен быть, то к сказанному выше можно добавить, что для этого философия всегда приходит слишком поздно…». А Петя пишет о сущем и сущностном. И думать об этом свойственно именно молодости, о чем писал философ Эвальд Ильенков в своей брошюре «Философия и молодость».

Хочется воскликнуть: «Мне бы такого ученика!». Но возникает вопрос: не уместнее бы мне взять пару уроков у Пети? Ведь его устами, при всей бесспорной уникальности этого текста, внемлет – возникшая уже не утопии Маргарит Мид, а в самой исторической реальности - новая «префигуративная» культура», где младшие не только «учат», но и развивают старших. Мы восхищаемся тем, как дети, полноценные граждане «цифрой цивилизации», щедро делятся с нами дигитальными компетенциями. Но в этом дело? Ведь и «цифру», и соответствующие компетенции придумали, в том числе для них именно мы. Равно как мы заложили в это некий избыточный медийный ресурс, который меняет образ взаимодействия, взаимопонимания, самопознания людей. Дети что-то схватили раньше? Что ж, бывает, и даже – «как правило». Куда важнее, что учат они нас в лице Петра Козлова не «новому», а хорошо забытому старому доброму. Порой толком не выученным «урокам смысла». «Должный мир» уже построен в когда-то сущем, в меру наших представлений и о «сущем», и о «должном». И Петя начинает не с пустого места (как иные взрослые неофиты). Это-то и ценно! Иное – как заново начинать разговор о верблюдах, когда все верблюды уже рождены (образ философа Александра Пятигорского).

Фродо Пети Козлова, потерявший Кольцо и оправдывающий это тем, что «главное не победа, а участие» - вполне взрослый персонаж, только что с курсов «личностного роста». В мире нынешних взрослых оправдание вытеснило объяснение и понимание (там, где им это выгодно) – при крайней нетерпимости к тому, что действительно нуждается в понимании и объяснении.

Петя ничего не оправдывает. Просто все по-взрослому пытается понять и объяснить. Тут легко «провалиться», но он-то с самого начала решает совсем иную задачку.

Владимир Кудрявцев



Пётр Козлов
«Когда я занимаюсь (медиа)деятельностью, я меняюсь...»


21.01.2021

Семь минут назад я был охвачен беспокойством и непониманием причин его возникновения. Я вдруг задумался: а когда я последний раз делал что-то полезное – писал что-нибудь, решал что-нибудь? Давно.

Тогда я понял одну истину – без деятельности я, да кто угодно, свихнётся, слетит с катушек, отъедет, двинется рассудком, сойдёт с орбиты...

Думаете, использование шести синонимичных словосочетаний подряд здесь для придания большей эмоциональной окраски? Нет. Я был на грани срыва из-за отсутствия деятельности и решил, что одного слова недостаточно, нужно больше!


«Когда я сажусь за компьютер и начинаю печатать, мне сразу становится как-то спокойнее...» Набирая эти строки, я продолжал крутить в голове мысль – как людям удаётся ничего не делать? Но, дописав это предложение, понял ещё кое-что – у каждого своё безделье и своя голова с разным порогом схождения с ума от безделья.

Может ли быть безделье – отдыхом? Может, несколько минут, часов, месяцев. Но потом человек устанет и потеряется. Он же ничего не делал! От этого и устал.

Хорошо отдыхается, только если до этого ты что-то делал. Пишу это, основываясь на своем опыте. Слишком давно я не делал что-то сложное, слишком давно у меня не было какой-либо нагрузки, кроме эмоциональной.

И вот я взорвался и вместо выполнения задания – эссе на тему «Когда я занимаюсь медиадеятельностью, я меняюсь» – начал заниматься этой, если не медиа, то просто деятельностью уж точно.


Я наконец-то занялся чем-то хотя бы иллюзорно полезным! Чем-то, что заставляет меня думать, прилагать какие-то усилия, а потом… потом результат.

Может, я и провалил задание, которое мне дали, но я решу другое – «Когда я занимаюсь деятельностью, я меняюсь».
огда я занимаюсь деятельностью, я становлюсь немного лучше, немного больше, если так можно сказать. Я наконец-то оживаю, начинаю чувствовать свою полезность. Я решаю пример по алгебре, дописываю статью и чувствую, что всё могу! Ведь я сделал это, я победил! Всем нам нужны победы, будь они маленькие, будь почти невидимые. Именно они делают нас не простым нехочухой, а человеком.


А если я всегда проигрываю? Это тоже делает нас чем-то, что хотя бы попыталось. Точнее, кем-то. Что-то ничего не делает, оно прокрастинирует и даже не всегда это понимает.

Можно прокрастинировать даже во время чтения умной книжки, которая, по общественному мнению, важнее какой-нибудь условной теории физкультуры.

Неужели я хочу сказать, что главное не победа, а участие? Грешные магистры, нет! Будет весело проиграть в карты всё? Нет. Это мелко. Будет весело проиграть решающее сражение, от которого зависит судьба мира? Представьте, если бы Фродо потерял Кольцо и оправдывался, что главное не победа, а участие.


Эта пословица была придумана, чтобы подбодрить проигравших. Иногда это необходимо, да. Но далеко не всегда. Пословица должна быть такой: «Главное не победа, а участие, если тебе не нужна победа, если ты ещё надеешься повторить эту битву».
Давайте помнить, что деятельность поднимает нас над животными, которым достаточно жить. У них нет стремлений, ими правят инстинкты: поесть, поспать, продолжить род. Люди не должны быть такими!

Я был там и говорю: оно того не стоит, иди, реши пример!

Электронная газета "Вести образования"




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
"Исследователь мудрости" Игорь Гроссманн выступит с лекцией в МГППУ
14-06-2019
"Исследователь мудрости" Игорь Гроссманн выступит

21 июня в МГППУ состоится лекция профессора Игоря Гроссманна «Социальная психология мудрости в мире неопределенности».
Владимир Кудрявцев. Мудрость обретается в одночасье, глупость дается с опытом
28-03-2019
Владимир Кудрявцев. Мудрость обретается в

Вы когда-нибудь видели дурака, который, пусть не к восьмидесяти, пусть к сорока годам, поумнел? Потому что сорок лет глупости -
Владимир Кудрявцев. Мудрость обретается в одночасье, глупость дается с опытом
20-01-2014
Владимир Кудрявцев. Мудрость обретается в

  • Календарь
  • Архив
«    Июль 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Июль 2022 (5)
Июнь 2022 (33)
Май 2022 (40)
Апрель 2022 (68)
Март 2022 (60)
Февраль 2022 (39)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх