Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Резолюция VIII Международных Чтений памяти Л.С.Выготского «Игра в неклассической психологии»

  • Закладки: 
  • Просмотров: 4 037
  •  
    • 0

Российский государственный гуманитарный университет

Институт психологии им. Л.С. Выготского

___________________________________________________________

г. Москва 16 ноября 2007 года

 

 

Р Е З О Л Ю Ц И Я

VIII Международных Чтений памяти Л.С. Выготского

«Игра в неклассической психологии»

 

 

 

Проведенное обсуждение продемонстрировало эвристический потенциал современного понимания феномена игры, основы которого были заложен в русле неклассической, или неоклассической психологии Л.С. Выготского. Это понимание позволяет увидеть в игре:

 

- «вершинное» проявление человеческой сущности, анализ которого служит отправным пунктом постижения глубинных закономерностей психической жизни растущего и зрелого человека;

- форму «врастания» человека в культуру и ее преобразования им, в которой он находит способ своего свободного самоопределения в человеческом мире;

- условие и механизм овладения человеком своей собственной психической организацией;

- источник развития творческого воображения как универсальной способности;

- фундаментальную деятельную позицию, которая создает зону ближайшего развития, определяет более широкую перспективу личностного роста ребенка и взрослого;

- специфический тип социальной практики, ориентированной на развитие человека;

- инструмент развивающего образования на его разных ступенях.

 

Признавая ключевое значение игры в человеческой жизни, приходится констатировать ситуацию кризиса игровой культуры в современном обществе. Это, в частности, выражается в заметном сокращении объема игровой деятельности в дошкольных учреждениях и семье, которая все чаще уступает место «обучению на занятиях», в «дидактизации» игры, в свертывании репертуара детских игр к одному-двум их видам, в вытеснении игры внешне похожими на нее «квазиигровыми» формами деятельности (компьютерные игры и др.), в утрате дошкольниками желания и умения полноценно играть.

Все это оборачивается искажением нормальной логики психического развития ребенка с ближайшими и более отдаленными последствиями - в виде неготовности к школьному обучению, неспособности к включению в учебную деятельность, подверженности «школьным» неврозам, закрепления «выученной беспомощности» в качестве устойчивой психологической характеристики и др.

Вместе с тем, несформированность игровой позиции у взрослого человека приводит не только к снижению его творческого потенциала, но и возникновению у него целого ряда психологических проблем, к блокаде его личностного роста.

Задачу возрождения и сохранения игровой культуры, возвращения игры в жизнь детей и взрослых должно решать общество в целом. Однако важная часть в исполнении этой миссии принадлежит психологии и сопредельным наукам, с которыми ее объединяет общий объект изучения – человеческая игра.

 

Учитывая вышеизложенное, участники Чтений приняли ряд решений:

 

1. Развернуть на базе Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ междисциплинарные исследования игры с привлечением специалистов из других подразделений РГГУ.

 

2. Включить проблематику игры в планы научного сотрудничества по линии Международного общества Л.С. Выготского.

 

3. Способствовать систематической публикации в центральных научных и научно-популярных периодических изданиях материалов, отражающих результаты изучения проблематики игры в рамках неклассической (неоклассической) психологии.

 

4. Посвятить отдельный номер журнала «Вестник РГГУ. Серия «Психология»» теме игры как объекта междисциплинарных исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
#2 - Игра в неклассической психологии
21-04-2014
#2 - Игра в неклассической психологии

Содержание Слово главного редактора Слово Гиты Львовны Выгодской Кравцова Е.Е. Чему помогает и чему мешает игра Лобастов Г.В.
Е.Е.Кравцова. Игра в классической и неклассической психологии
25-05-2005
Е.Е.Кравцова. Игра в классической и

26 мая - заседание Московского семинара по культурно-исторической психологии
23-05-2005
26 мая - заседание Московского семинара по

  • Календарь
  • Архив
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Март 2024 (57)
Февраль 2024 (47)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (59)
Ноябрь 2023 (44)
Октябрь 2023 (48)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх