Жан-Марк Натье. Портрет Петра I (1717) 350 лет назад, 9 июня 1672 г. родился
Петр Алексеевич Романов по прозвищу Великий или просто
Петр I - последний царь, первый Император, культуртрегер Всея Руси. В первоначальном значении слова культуртрегер - это иностранный колониалист, распространяющий культуру на чужбине. Но можно быть и культуртрегером и в собственной стране, если видишь в ней культурную чужбину, огромную, но умственно убогую провинцию, из которой хочешь сделать интеллектуальную всемирную державу , Примерно так смотрел на Россию Петр Алексеевич, за что снискал противоречивую репутацию. Даже позднее, даже российские западники критиковали его за то, что он вытравил из Руси ее духовную самобытность.
Но лучше всех, на наш взгляд, о нем сказал историк Василий Осипович Ключевский:
Преобразовательные неудачи станут после Петра хроническим недугом нашей жизни…
Реформа Петра была борьбой деспотизма с народом, с его косностью. Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощённом обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства — это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра два века и доселе неразрешённая.
Парадоксалист Ключевский был прав: борьба деспотии с косностью, стремление просвещенного рабовладельца сделать раба свободным. Видимо, все-таки Петр Алексеевич частично знал разгадку "квадратуры круга". Иначе, трудно объяснить успех ряда его реформ. Включая кадровую: свежая кровь из низов вместо "заскрепощенного боярства" - энергоноситель госуправления. Случались и "кадровые ошибки", наиболее известная - Александр Меньшиков, бывший уличный разносчик, несомненно, одаренный человек, не только по части прыжков "из грязи в князи", величайший коррупционер и узурпатор власти...
О некоторых культурно-образовательных реформах Петра I рассказывает
Ирина Мурзак, кандидат филологических наук, доцент Института культуры и искусств МГПУ.
Сайт В.К.Культурные реформы Петра I: как Россия стала великой державойПетровские реформы всегда воспринимались неоднозначно. Происходила ломка миропонимания. Это сейчас нам привычно праздновать Новый год зимой (с 1 января 1700 года в России введено новое летоисчисление), а современникам Петра такой переход представлялся чудовищным.
Радикальные реформы, начатые Петром I, привели к возникновению государственной системы образования. Открылось множество школ — Артиллерийская, Инженерная, Навигацкая, а затем гарнизонные, цифирные, епархиальные школы, и другие профессиональные образовательные центры. Стали направлять на учебу за границу молодых дворян.
Изменилось содержание образования: теперь на первом месте оказались вместо церковных схоластических учений светские науки. И уже спустя 25 лет после первых реформ в 1725 году была создана Академия наук.
Особенно актуальным сейчас представляется реформа языка. Именно в перестройке культуры Петр видел определенную гарантию устойчивости нового порядка. Языковая политика Петра является органической частью всего этого процесса интеграции в мировое пространство, а реформированный язык в полной мере воплощал новые отношения в обществе. Наглядным образом преобразование петровской языковой политики выразилось в реформе азбуки, то есть в создании русского гражданского шрифта.
Разделение алфавита на церковный и гражданский накладывало противопоставление светского и духовного на все печатные тексты. На первом издании Азбуки 29 января 1710 года рукой Петра написано:
«Сими литеры печатать исторические и манифактурныя книги. А которыя подчернены [имеются в виду зачеркнутые Петром кириллические буквы], тех [в] вышеписанных книгах не употреблять».
Культурные инновации были не случайными атрибутами эпохи преобразований, а существенным элементом государственной политики, призванным перевоспитать общество и внушить ему новую концепцию государственной власти. И сейчас только простое изменение шрифта может привести к серьезным изменениям социокультурного пространства.
В апреле 2022 года американская корпорация Monotype Imaging официально объявила о том, что она закрывает доступ к некоторым своим шрифтам для российских пользователей.
Time New Roman — один из самых популярных и официальных шрифтов у граждан Российской Федерации. Его используют в официальной переписке, шрифт обязателен для научных публикаций, его также используют люди, которые работают в крупных компаниях. Многих это известие ввергло в панику. Изменение шрифта может повлиять на многие сферы межкультурной коммуникации. Это и наука, и политика, и дипломатия. Так шрифт может повлиять на социальные изменения. Как шрифт влияет на восприятие действительности?
Впервые новый гражданский шрифт был использован в надписях на триумфальных воротах, построенных для торжественного въезда Петра в Москву 9 ноября 1703 года. Тогда студенты Славяно-греко-латинской академии «положили надписи российскими словами по виду начертания латинскаго характера». Так Петр и начал «прорубать окно в Европу», в шрифте выразил свои имперские намерения.
Целью Петровских преобразований было не только создание новой армии и нового флота, нового государственного управления и новой промышленности, но и создание новой культуры. Еще с 1701 года началось издание первой печатной газеты «Ведомости», а это означает информирование общества о важных событиях в жизни страны. Появилась первая библиотека (библиотека академии Наук, носила титул библиотеки Его Величества) основана в 1714 году, в том же году открылась Кунсткамера — первый российский музей. Положено начало организации географических, геологических и других экспедиций. Можно полагать, что новый порядок антагонистически противостоял старому, но без этих реформ не было бы прогресса, не было бы сильного государства.
Конечно, сейчас, спустя три века, к юбилейной дате, появятся много статей и высказываний, осуждающих «европеизацию» великого государства. Даже западник Н. М. Карамзин в работе «Записка о древней и новой России» утверждал, что введение новых обычаев и культурных традиций лишило Россию ее самобытности. Тем не менее, историк не мог не признать заслуг Петра I во внешней политике, в деле развития промышленности, торговли, просвещения. Однако над негативными точками зрения преобладали позитивные.
Историки В. Н. Татищев и С. М. Соловьев склонялись к мнению, что именно благодаря петровским реформам Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации.
На мой взгляд, сейчас нам не следует стремительно менять вектор на Восток. Необходимо осмыслить все происходящее, не отменять в одночасье, например, Болонскую систему, к которой мы несколько лет так активно стремились, а совершенствовать достигнутое в образовании. Нужно научиться взвешенно и эффективно применять накопленный опыт и не бояться преобразований.
Ирина Мурзакwww.rbc.ruТак говорил Петр (мини-цитатник)Не держись Устава, яко слепой стенки.
Указую на ассамблеях и в присутствии господам сенаторам говорить токмо словами, а не по писанному, дабы дурь каждого всем видна была.
Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство.
Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнет никто противиться оному.
Наш народ, яко дети, неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся.
Есть желание, – тысяча способов; нет желания, – тысяча поводов!
Я могу управлять Россией, но не могу управлять собой.
Неблагодарный есть человек без совести, ему верить не должно. Лучше явный враг, нежели подлый льстец и лицемер; такой безобразит человечество.
Кто жесток, тот не герой.
В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает.
На развитие сайта