Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Можно ли любить родину вслепую? Александр Асмолов о выборе между Уваровым и Чаадаевым

  • Закладки: 
  • Просмотров: 644
  •  
    • 0

Если считать патриотизм любовью, то, прежде всего, этой форме любви противопоказано быть слепой. Хотя бы уже потому, что для начала неплохо бы видеть, что любишь – родину, понимая, «с чего она начинается», или просто государственное начальство, которое изображает любовь к ней. Эта начальственная имитация любви бывает разрушительной для родины, для страны и даже для государства, что увидишь не сразу – особенно, без того же понимания, «с чего она начинается» и чем, кстати, «кончается» Из слепого поданного превратиться в зрячего (а, по Экзюпери, «зорко только сердце», любящее сердце) гражданина в одночасье не превратишься. Это – нелегкая историческая работа самосознания, которая в России до конца не проделана. Точнее, она, порой трагически, прерывалась несколько раз. И не только по злой воле начальства. Сочувствуя Чаадаеву, мы то и дело срываемся - вольно или невольно - в содействие (подыгрывание) Уварову. По-настоящему не веря в силу сочувствия. Хотя патриотизм – вроде бы, чувство, а не «комплекс мероприятий».

Владимир Кудрявцев

Александр Асмолов
«В любые времена не только человек делает Выбор, но и Выбор делает человека»


Совсем скоро выходит очередной номер (2/2022) журнала «Образовательная политика». Публикуем передовую статью главного редактора, доктора психологических наук, академика РАО, профессора МГУ Александра Асмолова.

Мне доктором запрещена унылость…
Александр Пушкин

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку-
каждый выбирает для себя…

Юрий Левитанский

Август 2022: между Сергеем Уваровым и Петром Чаадаевым

За окном август…- излюбленное время астрологов, футурологов и пикейных жилетов

И каждый год непременно в августе начинается увлекательное соревнование, которое сродни гаданию на кофейной гуще: «А что же эдакое ожидает Россию в нынешнем августе?».

Поэтому не скажу «за всю Россию», а только вгляжусь, что же творится и вытворяется на нашей образовательной околице. А на ней бушуют все те же противоречия, драмы и пляски, что с разной степенью интенсивности приключались аж двести лет тому назад…

Именно двести лет тому назад в образовании схлестнулись две идеологические линии:

- Линия политики, ориентированной на выплавку «подданных», на безликость, унификацию, воспитание социального конформизма и презрения к ценности личностного выбора;

- Линия политики, ориентированная на «самостояние человека» (А.С. Пушкин), «развитие граждан», обладающих правом выбора и дорожащих этим правом.

Исторически первую линию неразрывно связывают в истории России с именем Министра Народного Просвещения графа Сергея Семеновича Уварова. Без малого двести лет тому назад Сергей Семенович Уваров направил императору Всея Руси Николаю I знаменитую записку «О некоторых началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения (1833)». Именно в этой записке Сергей Семенович Уваров с предельной четкостью сформулировал идеологическую установку государственного абсолютизма: «Народное воспитание должно совершаться в соединённом духе Православия, Самодержавия и Народности». Читая эти строки так и хочется вытянуться во фронт, взять под козырек и проникновенно сказать: на том стояло, стоит и стоять будет Государство Российское.

Примерно в те же годы между графом Сергеем Семеновичем Уваровым и Петром Яковлевичем Чаадаевым произошла идеологическая дуэль, емко передающая противоборство двух разных идеологий государственной политики. Далеко не все знают, что в ответ на выход в свет «Философических писем» (сентябрь 1836 г., журнал «Телескоп») вольнодумца Петра Чаадаева Министр Народного Просвещения Сергей Семёнович Уваров начертал в записке императору и ныне поражающую воображение резолюцию «ЗАМОЛЧАТЬ». Обращаю ваше наидостойнейшее внимание - не объявить врагом государства, не послать вслед за декабристами на каторгу в Сибирь, а именно – «Замолчать». И Петра Яковлевича Чаадаева попытались именно «замолчать»: посадить по распоряжению императора под домашний арест. «Замолчать», как об этом повествует писатель Александр Лебедев в книге «Чаадаев» (1965) не получилось. Письма Чаадаева разлетелись по всей России, а народ шел и шел к запертому в своей квартире на Новой Басманной Петру Чаадаеву. Процитирую в этой связи, слова Александра Герцена: «Насколько власть “безумного” …Чаадаева была признана, настолько, - писал Герцен, - “безумная власть Николая Павловича” была уменьшена» (А. Лебедев, 1965г., стр.6).

Что же все-таки так смутило и императора, и министра просвещения Сергея Уварова в «Философических письмах» Петра Чаадаева?

Прежде всего – ода свободе, ценностная установка на развитие разнообразия достоинств личности каждого человека, патриотизм вселенского масштаба. Схлестнулись две идеологемы: идеологема «незаменимых нет» и идеологема «достоинства и уникальности каждой личности»; идеологема «страны подданных» и идеологема «страны граждан». Петр Яковлевич Чаадаев как патриот, любящий свою родину писал:

«Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло... Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их. чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия».

Чуть позже идеологическую дуэль между графом Сергеем Уваровым и Петром Чаадаевым продолжил небезызвестный сатирик Козьма Прутков, направивший на государево имя проект «О введении единомыслия в России».

Приведу лишь один из фрагментов этого произведения, опубликованного в журнале «Современник», 1863, №4 (гл. ред. Н.А. Некрасов), под заглавием «Проект»:

«На основании всего вышеизложенного... <...> необходимость, особенно в нашем пространном отечестве, установления единообразной точки зрения на все общественные потребности и мероприятия правительства... Пагубная наклонность человеческого разума обсуждать все происходящее на земном круге была бы обуздана и направлена к исключительному служению указанным целям и видам. Установилось бы одно господствующее мнение по всем событиям и вопросам. Можно бы даже противодействовать развивающейся наклонности возбуждать "вопросы" по делам общественной и государственной жизни; ибо к чему они ведут? Истинный патриот должен быть враг всех так называемых "вопросов"!»

Как видите, ничто не ново под луной. Идеологическая дуэль, начатая между Уваровым и Чаадаевым, продолжается и в наши дни. В том числе она продолжается и в различных публикациях настоящего номера журнала «Образовательная политика». Разнообразие мнений под обложкой журнала – это следование линии Петра Чаадаева. А потому не будем, как советовал современник Министра Просвещения Сергея Уварова и друга Петра Чаадаева Александр Сергеевич Пушкин ПРЕДАВАТЬСЯ УНЫНИЮ. Доктор нам этого не прописывал.


Будем только помнить, что в любые времена не только человек делает Выбор, но и Выбор делает человека.

www.vogazeta.ru




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Декабрь 2024 (17)
Ноябрь 2024 (29)
Октябрь 2024 (38)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх