Иммануил Кант и Дэвид Юм Великих принято будить. Декабристы разбудили Герцена. Для российской политической истории это вмешательство в политический сон имело важное, но все-таки локальное значение. А вот шотландец
Дэвид Юм разбудил
Иммануила Канта, шотландца по отцу (точнее - фламандца, предки которого еще в 13 веке поселились в Шотландии и имели англосаксонские имена), с необратимыми последствиями для европейской философии.
"Я охотно признаю, - пишет Кант в "Пролегоменах ко всякой будущей метафизике, которая может возникнуть как наука" (большому комментарию к "Критике чистого разума", который многие спросонку не смогли принять), - что напоминание Дэвида Юма было именно тем, что много лет назад прервало мой догматический сон (den dogmatischen Schlummer) и придало моим исследованиям в области спекулятивной философии совершенно новое направление". Хоп! - и гносеологический переворот, и живем уже (не только в лице Канта) в эпохе критицизма ("докритический" и "докритический периоды" - это не две половинки биографии Канта, а две формации в развитии философии, философского мышления). Проснулись все! Отдаленным следствием пробуждения Канта стала и философия Маркса, который тогда, когда Герцен только очнулся ото сна, уже давно бодрствовал.
Словом, если шотландец разбудит шотландца (полушотландца) от "догматического сна", мало не покажется. Покажется гораздо больше, чем во сне. Недаром лет 10-12 назад в школах Глазго ввели уроки сна.
Обо всем этом буду подробно рассказывать студентам-психолингвистам МГПУ в понедельник, 26 сентября на лекции по
"Методологическим основам когнитологии". До встречи!
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта