Фото: mgppu.ru
14.10.2022Татьяна ВолошкоКолумнисты и эксперты «Вестей образования» – большая гордость нашей редакции. Среди них – педагоги, психологи, политики, писатели... Мы счастливы и благодарны им за то, что уже много лет они остаются с нами и щедро делятся своими мыслями и воспоминаниями, помогая разобраться в простом и сложном. Сегодня мы сделали для вас подборку из колонок психолога, профессора и верного друга «Вестей образования» Владимира Кудрявцева.О тайном указании ВыготскогоПредставьте себе лекцию, слушатели чуть более оживлены, чем нужно лектору. И чтобы заново овладеть их вниманием, он поднимает палец вверх. Направляет руку не в сторону аудитории, а в некую абстрактную «высь». Указательный жест. Типичное символическое действие, возникшее в культуре в «управленческих целях».
У каждого из нас он – «родом из детства». Но как ребенок овладевает указанием? Логично предположить – подражая взрослым. Они ведь бесконечно ему на что-то указывают, чтобы показать или приказать… Логику опрокидывает объяснение Льва Семеновича Выготского…
Читать полностью...О влюбленности и обыкновенном чудеВлюбленность – это не любовь в «коротких штанишках». Такая любовь еще не перешедшая «на ТЫ». А то обыкновенное чудо,что удалось Волшебнику из пьесы-сказки Шварца, – вовсе не превращение молодого медведя в юношу. Так каждый волшебник может. А гениальная сказка и осталась бы талантливой вариацией на извечную тему «Красавица и чудовище», но…Любить всю жизнь одного человека, по большому счету, не так сложно. Попробуйте быть влюбленными в него всю жизнь.
Совсем неслучайно Евгений Шварц в «Обыкновенном чуде» наделил этим даром волшебника. Да и тот живет с мучительным осознанием того, что он-то бессмертен, он-то вечен, но ему предстоит однажды пережить ее, свою жену, в которую бесконечно влюблен. И ради кого он тогда будет влюбленным творить свои «обыкновенные чудеса»?
Читать полностью...О голубых пирамидках Брэдбери…Век Брэдбери. Век напряженных, хотя и не всегда осознаваемых, порой вытесняемых из сознания попыток ответа на вопрос, который был поставлен очень давно: кто мы? Расщепление атома и освоение космоса, проникновение в тайны генома и создание цифровой реальности, чудовищные войны и рукотворные экологические катаклизмы – все это обостряло вечный вопрос в человеческом самосознании. А иногда и вовсе подсказывало ответ. Хотя он уже был найден в воображении гениальных фантастов – таких, как Станислав Лем, Айзек Азимов и, конечно, Рэй Брэдбери.
Читать полностью...О том, как философ Феликс Михайлов «лишил личности» ответственного комсомольского работникаПро доктора философских наук, профессора, академика РАО Ф.Т. Михайлова можно рассказывать многое. Я бы, к примеру, начал свой рассказ с того, что Феликс Трофимович был, видимо, единственным советским философом, на критику которого неожиданно ответил письмом сэр Бертран Рассел. Кстати, сам Ф.Т. спокойно относился к этому, как и к источнику критики – своей знаменитой книге «Загадка человеческого Я», переведенной на несколько языков, включая английский. Позднее Ф.Т. в интервью, которое я взял у него для журнала «Вопросы психологии», говорил, что недолюбливает эту книгу, хотя главное – а его хватило для развития в нескольких томах – там сказал.
Читать полостью...О политпросветах и ЦКСамый первый политпросвет пришелся года на четыре. Тогда моя няня, баба Сима, по сути – настоящая бабушка, которая жила в семье еще с 20-х гг. и до конца своей долгой жизни, ткнула пальцем в книжку под названием «Азбука», на развороте которой были размещены два портрета – Ленина и Хрущева, и произнесла: «Вот этот – хороший, а вот этот – плохой!».
Вполне возможно, бабушка бессознательно попала в унисон с линией ЦК, который, скорее всего, решением своего октябрьского пленума 1964 г. уже освободил т. Хрущева Н.С. от занимаемой должности и отправил его на пенсию. Но я-то об этом ничего не знал.
И для меня было удивительно, что в нашей книжке, да еще рядом с портретом дедушки Ленина, может оказаться плохой человек. Я это запомнил…
Читать полностью...О собаках и собачникахСобака – альтер эго хозяина. Она принимает его таким, какой он есть. И тогда, когда все остальные отказались. Включая его самого. Когда весь мир, даже в лице самых близких, против тебя ТАКОГО. Как пес на картине Решетникова «Опять двойка». А собака неразлучна с тобой ЛЮБЫМ. Куда бы тебя ни занесло.
В китайской мифологии дух Чжэн-нин – «мохнатая собака» – ипостась Небесного пса – сопровождал нагрешивших в подземное судилище Дюий. А на земле небесный пес оберегал человека от демонов.
От своей собаки не убежишь. Это – как бежать от самого себя.
Читать полностью...О том, почему электронная книга не дает такого же эффекта, как бумажная
Кто лучше всех знает, какой должна быть идеальная детская книга? Наверное, ее автор – детский писатель, детский поэт. Уже в момент написания своей книги способный читать ее как минимум двумя парами глаз – ребенка и взрослого.
А еще и слышать текст детскими ушами – ведь до маленького читателя, который уже умеет читать, вначале появляется слушатель книги. И даже дети, уже овладевшие чтением, иной раз просят маму или папу почитать – ведь это к тому же и общение. Через слуховой и зрительный канал книга проникает в детскую душу по-разному. Да и глаз может читать, а может просто созерцать: картинки в детской книжке – не иллюстрации слов, а полноправный «текст». И чем моложе читатель, тем полноправнее.
Читать полностью...О том, почему «школа должна учить мыслить»Формула про школу была напечатана ровно 50 лет назад в книге философа Э.В. Ильенкова «Об идолах и идеалах», а в журнале «Народное образование» еще раньше. А до этого о том же другими словами и на другом языке говорил в 1909 году Джон Дьюи, автор вышедшей тогда книги «Как мы мыслим» (русскоязычному читателю она известна под названием «Психология и педагогика мышления»). Можно копать и дальше – к Дистервегу и даже «под» Дистервегом, вглубь, в историю.
Читать полностью....Об иллюзии массовостиВ одной из своих лекций (об образовании) философ Александр Моисеевич Пятигорский высказал простой, но крайней важный «общесоциологический» тезис – о массовости. Излагаю своим языком и в своей интерпретации, впрочем, без расхождения с авторским смыслом.
«Массовость» – это не когда ты думаешь, как все, а когда ты думаешь, что все думают, как ты. И тогда возникает роковое обобщение: «все так думают».
Читать полностью...О вечном ВысоцкомВысоцкий – не актуален, он – вечен. А актуален – по случаю. Счастливому. Если времени и тем, кто ему (кому оно) принадлежит, удастся попасть в диагнозы-прогнозы Высоцкого. А если не попало, – тем хуже для времени (если перефразировать известные слова философского классика), тем хуже для живущих – в нем и им. Не Высоцкий должен быть актуален для нас, а мы – для Высоцкого. Но уже не смешат споры современников по поводу того, о чем бы пел Высоцкий, будь он сегодня с нами. Или даже – с кем бы он сегодня был… Пациенты его психбольниц были, по крайней мере, рассудительны, не лишены здравого смысла, а порой и более вменяемы, чем прочие граждане. Особенно, если говорить о гражданах нынешних.
Читать полностью...О победе учителя над учителемПризнаюсь честно: я не люблю писателя Александра Солженицына. Но еще больше я не люблю того, что этот писатель назвал «образованщиной». Наверное, просто временами слышу ее информированный, уверенный, поучающий голос в себе самом. Все мы – немножко «образованцы», все мы успели надышаться «образованщиной», покуда росли. В наших силах лишь не «выдыхать» ее обратно, не тиражировать «образованщину» в умах. Только эффектом «образованщины» можно объяснить упорное приписывание Бисмарку фразы про франко-прусскую войну, которую «выиграл прусский учитель». Ее часто вспоминают по педагогическим праздникам – на 1 сентября, в День учителя. Блеща и сверкая «образованщиной».
Читать полностью...О том, что сближает Достоевского и ВоннегутаТо, что Достоевский – «не мой» писатель, я осознал еще в школе. Позднее как будто бы понял, почему. Потому что не могу идентифицироваться, узнать себя, найти что-то свое ни в одном его герое. В Эдипе, да хоть в Розенкранце – могу. Во всем составе персонажей Кафки – при условии некоторых метаморфоз, произведенных воображением. В поручике Киже – пожалуйста (в каждом из нас сидит этот несуществующий поручик). А в героях Достоевского – не узнаю, не нахожу.
Может быть, это и объясняет то, почему одного писателя (не только писателя) мы принимаем, понимаем и любим, а по поводу другого – говорим лишь, что «не отрицаем его гения»?
Читать полностью...О том, как Гальперин помог объяснить пятилетнему ребенку, что такое психикаГальперин – это целый мир, в который можно заходить с разных сторон. Пытался делать это и я в своих публикациях. Совсем недавно это сделала в своей блестящей докторской диссертации, которую мне довелось оппонировать в МГУ, Марина Анатольевна Степанова. В ее диссертации Петр Яковлевич предстает как психолог XXI века, как действующая фигура в развитии новейшего психологического знания – «до своих 120», из которых он прожил 85 (уверен, будет действовать и дальше). А школа Гальперина – могучее, плодоносящее, продолжающее расти дерево психологического знания с мощными корнями и богатой кроной – остается студией современной психологии и образования. На этом фоне мой нынешний заход с хорошо известной стороны более чем скромен. Со стороны вопроса о природе психики.
Читать полностью...О философе, который шпионит за мышлениемМераб Константинович как-то грустно обронил: «История – это кладбище человеческих не-рождений». А он имел смелость родиться в истории.
Можно по-разному относиться к тому, что он говорил и писал, но на всем этом – печать рождения в истории (нынче у многих она стерлась, зато обнажились свидетельства эволюционного происхождения), метка прямого родства с историей. Не пафосная, не «на выход» в интеллектуальные салоны, которые он, правда, сам же и создавал вокруг себя, а какая-то такая повседневная и без повода.
Читать полностью...О мыслящей школе ДавыдоваКем он был? Выдающимся психологом, мыслителем, педагогом? Несомненно, хотя сам считал себя специалистом по мышлению, о чем сообщил в личной беседе своему рижскому ученику Брониславу Зельцерману, продолжателю дела РО (развивающего образования) в Латвии. Да, он неустанно посвящал себя изменению образа школы но, исходя из того, что «школа должна учить мыслить» (Э.В. Ильенков). Любая, а не особая, экспериментальная, развивающая. Иначе, это – не школа. Значит, именно школу, а не детей или взрослых в отдельности, нужно учить мыслить. И главным «умным домом» является мыслящая школа. Кому учить?
Читать полностью...А здесь можно прочитать все материалы Владимира Кудрявцева, опубликованные в «Вестях образования».www.vogazeta.ru
На развитие сайта