В.Т.Кудрявцев Представьте себе лекцию, слушатели чуть более оживлены, чем нужно лектору. И чтобы заново овладеть их вниманием, он поднимает палец вверх. Направляет руку не в сторону аудитории, а некую абстрактную «высь». Указательный жест. Типичное символическое действие, возникшее в культуре в «управленческих целях». У каждого из нас он – «родом из детства». Но как ребенок овладевает указанием? Логично предположить – подражая взрослым. Они ведь бесконечно ему на что-то указывают, чтобы показать или приказать… Логику опрокидывает объяснение Выготского.
Вот младенец пытается схватить приглянувшуюся вещь, к примеру, погремушку. Но та слишком далеко. Его ручонки, тянущиеся к погремушке, беспомощно повисают в воздухе, пальцы проделывают хватательные движения, а один из них – указательный противопоставляет себя другим. Но малыш-то не осознает это как указание. Осознает мама. Осознает, приходит на помощь и достает игрушку. А через какое-то время ребенок и сам начинает относиться к противопоставленному остальным указательному пальцу как к жесту, который позволяет решить целый класс не доступных для него задач руками мамы (не оттуда ли корни волшебной палочки?). По словам Выготского, движение, направленное на предмет превращается в действие, которое адресовано другому человеку, в орудие социальной связи между людьми. В «инструмент управления». Что важно – «слабый» здесь управляет сильным. Беспомощный младенец – всесильным взрослым, носителем общечеловеческого, культурного опыта, который накапливался исторически, тысячелетиями! Конечно, это - своего рода «аванс всесилия», который получает ребенок. Но этот аванс и создает то, что Эрик Эриксон назвал «базовым доверием к миру», умещающемуся пока в детской.
Неудавшееся хватание становится вполне эффективным указанием. Из «движения руки» вырастает «движение души», как называл жест Ф.И. Шаляпин. Как тут не вспомнить один из афоризмов Роберта Кийосаки: «Когда кто-то говорит Вам: «Вы не сможете это сделать!», то одним концом они показывают на Вас… но три пальца направлены на них самих». Эти три пальца не менее выразительны, чем один указательный. Да, первоначально управление – эффект неудачи исполнения.
А позднее указанию подчиняется не только мама. И благодаря ему в руках оказывается не только недоступная игрушка. Сотни, тысячи людей и вещей способен «собрать в кулак» указующий перст. Но для этого уже надо знать «направление». И уметь «собрать» не только других, а в первую очередь, - себя самого: указав, приказав себе, что и как делать. Овладеть ситуацией и собой в ней. Классический пример – девиз кризиса самостоятельности трехлетки «Я сам!», что бы из этого ни вышло. Выготский рассматривает это как освоение позиции субъекта с присущей ему произвольностью. А произвольность, нарду с воображением, ключевое обретение дошкольного детства – психологическая основа свободы, инструментом которой является культура. - Владимир Кудрявцев
Занятия проводятся в Центральном корпусе МГППУ по адресу: ул. Сретенка, д. 29. Начало - в 18.00. 01.06.2020 Понятие развивающего дошкольного образованияПонятия амплификации и симплификации детского развития. Своеобразие развивающего дошкольного образования. Центральные линии психического развития ребенка-дошкольника. Образовательная «ценность» психических новообразований дошкольного детства. Развитие воображения – основа развивающего дошкольного образования.
02.06.2020Проектирование развивающего дошкольного образования Построение развивающего дошкольного образования с учетом особенностей социальной ситуации развития современного ребенка-дошкольника. Ребенок-дошкольник: зона ближайшего развития и выход за ее пределы. Формирование новых типов детско-взрослых общностей – эффект развивающего дошкольного образование.
10.06.2020Растущая личность в развивающейся деятельности Мир детских деятельностей 21 века: пространство новых возможностей развития. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании.
На развитие сайта