Виталий Владимирович Рубцов
28.11.2022Дать качественное образование детям — важнейший приоритет практически каждой российской семьи. Не секрет, что полноценное обучение требует немалых усилий. Но стоит ли делать основной акцент на скрупулезном изучении предметов? И какие методики получения знаний лучше всего помогут гармоничному развитию ребенка? Ответы на эти вопросы не одно десятилетие ищет основатель МГППУ, академик РАО
Виталий Рубцов вместе с исследователями вуза. О лучших практиках и выводах ученого — в материале РИА Новости.
У некоторых людей образ учителя может быть связан со строгостью, оценивающим взглядом из-под очков и хорошо поставленным голосом — "тишина в классе!". Это и есть рудимент, которому в настоящем времени места не остается, считает Виталий Рубцов.
Чем больше преподаватель дистанцируется от учеников, тем сложнее ему стать для них понятным. Образование происходит, когда педагог зовет младших вместе с собой в совершенно новый и загадочный для ребенка мир. В таком путешествии проводнику важно доверять, а сам он хоть и идет впереди, но вместе с остальными.
"Я не вправе просто рассказывать студентам что-то, я должен переживать вместе с обучающимися весь материал, тогда они воспринимают это частью своей жизни, впускают это в свою жизнь. То же относится и к школе", — убежден Рубцов.
Так возможно приблизиться к решению задачи — научить учиться. В простой формулировке заложено многое, размышляет специалист. Учиться, значит, постоянно развивать себя без чьего-то обязательного надзора и быть в постоянном движении.
"Ученику нельзя давать готового знания, иначе мы только натаскиваем его, а нужно предоставить средства
Комплексное и свободное развитие детей неотделимо от естественной совместной деятельности ребят между собой и со старшим в учебе. Человека развивает взаимный обмен знаниями, своими первыми открытиями и первыми вопросами о преодолении преград.
"Я начинал как физик, это мое первое образование. В психологию же меня привело изучение логики научных открытий. Однажды я понял, что их не делают в одиночку, все они связаны не только с особенностями мышления человека, но с сообществами, в которых эти открытия совершали", — рассказал Рубцов.
Именно во взаимодействии разных людей зарождается новое. Каждый делает свой вклад в достижение и личной, и общей цели. Так возникает огромный потенциал возможностей, коллективный, отметил президент МГППУ.
Этот подход построен на открытиях отечественной психологии, в частности, Льва Выготского, школу которого продолжает Виталий Рубцов. Выготский создал такое направление как культурно-историческая психология. Согласно ему, человека развивает и меняет социальная среда, общение и адаптация к изменяющимся условиям жизни.
Если отталкиваться от того, что совместность и взаимодействие определяет процесс получения знания, продолжил Рубцов, то создание условий для этого и является основой школы.
"Сообщество взрослых успешно, когда может выстраивать командную работу в компании разнопрофессиональных направленностей. И в образовании должно быть также, стрежневыми навыками выступают умение создавать и вести сообщества", — сформулировал Рубцов.
Центральным должен стать не конкретный школьный предмет, пусть даже их будет множество, а навык выстраивать связи между дисциплинами, уверен президент МГППУ. Во главу угла становится умение быстро ориентироваться в новых направлениях познания и сплачиваться с другими вокруг реализуемых идей.
Если человек имеет ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), то самое опасное — зацикливаться на них, поясняет ученый. К сожалению, забыть полностью о таких особенностях сложно, потому таким людям важна помощь другого, чтобы чувствовать себя с ним и другими на равных.
В основе сложного психического состояния людей, в особенности, детей с ОВЗ — мысль о своей неполноценности, об отсутствии перспектив. Если ее преодолеть, дать мотивацию к общению, то физические недуги перестанут определять социальную жизнь человека. И такое содействие должно оказываться с ранних лет, но никогда не поздно его начать.
"Психолог Александр Лурия верно говорил, что дело не в дефектах, а в их социальных последствиях, то есть в том, какие ограничения остаются у человека с особенностями в обществе. Мы в вузе стремимся сразу погрузить обучающегося с ОВЗ в студенческую среду, где другие помогают переключить внимание с его ограничений на цели", — рассказал Рубцов.
МГППУ уже 25 лет помогает присоединяться к полноценной социальной жизни людям с теми или иными ограничениями. На сегодняшний день в вузе учится около 200 таких ребят, уточнил исследователь.
В университете действует проект "доверенные студенты". Каждый обучающийся вуза после одобрения Ресурсным учебно-методическим центром может стать сопровождающим студента с ОВЗ, и таких желающих немало, дополнил президент вуза.
В МГППУ существует специальный телефон доверия для особенных категорий учащихся. Ученые регулярно разрабатывают образовательные программы для школьников с ОВЗ и проводят всероссийские конкурсы на самые эффективные практики обучения ребят с физическими ограничениями.
"Мы добились практически стопроцентной статистики трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями. И растущее количество таких абитуриентов доказывает, что решен вопрос страха. Люди с особенностями перестают бояться поступать в вуз", — обратил внимание психолог.
В процессе обучения слабовидящие и незрячие студенты пользуются переносным компьютером "ElBraille-W14J G1", который заменяет им ноутбук. С помощью этого устройства они конспектируют лекции, выполняют практические задания, работают с формулами, а также выполняют многие другие операции с использованием рельефно-точечной системы Брайля.
При ориентировании в помещениях факультета незрячие студенты используют брайлевские таблички с номерами и названиями аудиторий, поручни, тактильные дорожки и звуковой маяк над входной дверью в здание.
Когда восприятие на слух затруднено (например, на улице), а также при общении со слепоглухими людьми используется "тактильная рука", разработанная выпускником факультета "Информационные технологии", доцентом, к.ф.-м.н. Г.А. Юрьевым. Устройство передает информацию специальным набором вибраций.
Разработка студента МГППУ Романа Голова – программа для распознавания купюр – стала популярным мобильным приложением среди студентов с нарушениями зрения. Достаточно поместить денежную купюру в зону действия камеры мобильного телефона, и синтезатор речи озвучит ее номинал.
На компьютерах для незрячих студентов установлены специальные программы невизуального доступа к информации, преобразующие текст в речевые или тактильные сообщения.
Почему на Западе чаще цитируют Выготского, а индивидуализм пошатнулсяВ западной психологии, особенно возрастной, основное внимание уделяется логике, интеллекту и личности самой по себе. Но сейчас индивидуализм в этой сфере переживает кризисные времена, заметил Рубцов.
"Впервые в научных работах европейских исследователей цитирований Выготского стало больше, чем упоминаний Жана Пиаже, основателя индивидуалистичного и логического подхода к формированию детской личности", — конкретизировал Рубцов.
Одна из причин заключается в результатах недавнего открытия западных ученых — при развитии ребенка самым первым его проявлением становится коммуникация, а только после этого малыш учится совершать те или иные действия, заверил исследователь.
По его мнению, по-настоящему гармонично люди могут развиваться только совместно, сам по себе человек существовать не может. Он всегда нуждается в другом, будь то помощник, оппонент, друг или коллега. И путь психолога либо педагога, уверен Рубцов, предназначен для людей с желанием проявить участие и понимание по отношению к тем, кому они особенно нужны.
В то же время работа с людьми, с человеческим мышлением, особенно щедра на открытия. Чтобы познавать себя и преодолевать собственные ограничения нужно больше понимать окружающих.
"Как говорил мой учитель Василий Давыдов: "Мысль находится не между ушами, а между людьми", — подытожил Рубцов.
wwm.sn.ria.ru
На развитие сайта