Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Главная роль Николая Озерова. К 100-летию великого комментатора

  • Закладки: 
  • Просмотров: 351
  •  
    • 0

Николай Озеров-комментатор


Мой (через много лет и моего дитя) первый МХАТ, как, наверное, у многих. Хлеб - Николай Николаевич Озеров! Тот самый, которого я уже знал спортивным комментатором. А мои родители – помнили еще спортсменом (тут не только теннис, но и футбол, вплоть до игры форвардом в дубле московского «Спартака»). Ну, а старожилы-соседи по даче – вспоминали соседом по даче. Тот самый Николай Озеров. И все - то самое…

Размещаем статью обозревателя «Новой газеты» Владимира Мозгового, написанную к 100-летию Николая Озерова, которое отмечалось 11 декабря.

В.К.

Великий утешитель

Николай Озеров как голос эпохи

Голос Николая Озерова входил в каждый дом так же естественно, как воздух из раскрытого окна или форточки. Если быть более точным, голос не входил, а врывался, принося с собой ощущение привычной свежести и привычного же праздника. То, что на телеэкране могло быть сплошное занудство, роли не играло — голос подчинял себе зрелище, если это был нулевой футбол, голос был адекватен зрелищу, если это был топовый хоккей, и никогда голос не переходил на ворчание, потому что спорт, по Озерову, всегда должен был быть праздником, герои спорта — беспримесно безупречными, победы — честными и великими.

Озеровский пафос в глухие советские годы кого-то мог раздражать и порой казаться вызывающе неуместным, но для большинства, смею думать, он был абсолютно оправданным, а может быть, в чем-то даже необходимым.

Озеров делал патриотизм человечным, пафос естественным, зрелище увлекательным.

Собственно, он был такой оптимистичный вдохновитель и утешитель всесоюзного масштаба, создатель великого мифа о героях спорта — правда, основания для такого подхода у Николая Николаевича, безусловно, были. Озеров, в роду которого были священники и дворяне, идеально попал в советскую эпоху, в которой на протяжении тридцати с лишним лет был одним из самых заметных ее голосов. Когда советская эпоха доживала последние годы, необходимость в голосе Озерова отпала, что было объяснимо, но лично для него исполнено драматизма.

Ближе к середине 60-х я стал различать, что есть не только голос Озерова, но и голоса других спортивных комментаторов — это пришлось на начало спортивно-телевизионной эпохи; но Озерова все равно было больше в разы, других слышал от случая к случаю, хотя, может быть, это просто сейчас так кажется.

Радиорепортажи легендарного Вадима Синявского не застал, но могу поверить многократно их слышавшим — футбол они видели глазами обладателя неповторимого, с хрипотцой, голоса. Фронтовик Синявский, не знавший слова «спортивный режим», рассказывал о футболе так, что у слушателей сама собой возникала картинка, которую легко можно было дорисовать.


Николай Озеров-спортсмен


Нечто подобное проделал Николай Озеров с хоккеем, причем это касалось не только радио, но и телерепортажей — он придавал зрелищу дополнительный импульс, будивший фантазию. Анна Дмитриева, выдающаяся теннисистка и комментатор, мудро и парадоксально заметила, что еще не известно, что больше способствовало невиданной популярности хоккея с начала 60-х — победы сборной СССР или репортажи Озерова. Такая оценка выше любой награды, такое вряд ли можно сказать про потрясающих, великолепных, замечательных представителей самой обсуждаемой профессии — от Виктора Набутова, Котэ Махарадзе, Нины Ереминой, Евгения Майорова, Владимира Маслаченко до Юрия Розанова и Василия Уткина.


Тут дело не в сравнениях — слишком разные эпохи, стили, дарования, — а в масштабе проникновения в народное сознание. В этом с Озеровым не сравнится никто.

Вопрос, почему так получилось, простого ответа не имеет. Из сегодня вообще трудно понять, как слово «комментатор» и фамилия «Озеров» стали синонимами: в любимых футболе и хоккее разбирался неважно, редкими фактами зрителей не баловал, образностью не блистал, штампами не брезговал, банальностей не стеснялся, ирония и подтексты — вообще не про Озерова, из фирменного и оставшегося в истории разве что протяжное «го-о-о-л!!!», да еще «такой хоккей нам не нужен». Все так и не так.

Он играл роль комментатора. Я не про кино, там с десяток разной степени наивности попыток Озерова предстать в образе Озерова. Я про жизнь и работу, и главную его роль. Этот образ получался у него лучше всего, не зря же отец, тоже Николай Николаевич, оперный певец и народный артист СССР, перед смертью прямо посоветовал 30-летнему Коле и дальше работать с микрофоном.


Не то чтобы не верил в сына-актера, хотя тот давно был в труппе МХАТа, и не то чтобы совсем разочаровался в сыне-теннисисте, многократном чемпионе страны и заслуженном мастере спорта, между прочим. Нет, просто Николай Озеров-старший смотрел вперед, видя перспективы сына именно на комментаторской стезе.


Николай Озеров-актер


К микрофону знаменитого теннисиста, неплохого футболиста, уже известного актера Николая Озерова впервые подвел Вадим Синявский в конце августа 1950-го, прямо во время армейско-динамовского дерби. Две недели начальство выдерживало паузу, чтобы дождаться отклика слушателей, дебютант понравился, так карьера будущего спортивного комментатора номер один и начиналась. Она определенно должна была помешать карьере актерской, тоже развивавшейся успешно, но это стало окончательно ясно где-то в начале 60-х, когда хоккей вознес популярность Николая Озерова на немыслимую высоту.

Нет, он уже провел свой самый знаменитый на тот момент репортаж с финала первого и победного для сборной СССР Кубка Европы‑1960 по футболу, его голос звучал с олимпийских арен и чемпионатов мира, он был нарасхват и на внутреннем уровне.

Советский космос покорял околоземное пространство, советский спорт открывал и покорял мир на радость народонаселения и в полном соответствии с идеологическими установками, и Николай Озеров был на гребне этой волны.

Не хватало самой малости — победительной уверенности хотя бы в одном из двух самых популярных игровых видов спорта. Футбол в силу слишком разных притяжений силы не годился, оставался хоккей.

Озерову повезло с хоккеем, а хоккею — с Озеровым. Ровно с того момента, когда 7 марта 1963-го из Стокгольма он произнес свое знаменитое «говорит и показывает «Юханнесхоф», их общая слава начала расти стремительно и бесповоротно. Тут все сошлось, тут яснее всего проявилось то, что поднимало и отличало Озерова от его не менее талантливых коллег. Непосредственно сценой был лед и игровое действо, а голосом этой сцены был он, Николай Озеров, перед которым был зрительный зал с аудиторией в несколько миллионов человек. Потом счет пошел на десятки миллионов, но для Озерова «зал» всегда был единым пространством, и он брал его, как должен брать театральный зал хороший спектакль.


Главный секрет Николая Николаевича Озерова был именно в умении увлечь и объединить всех, кто включал телевизор во время трансляции. Поэтому он и не перекармливал аудиторию мудреными терминами, не старался приобщить ее к познанию тактических тонкостей, он, скорее всего, сознательно работал на условных дядю Васю и тетю Клаву. Справедливо полагая, что продвинутые сами поймут, что к чему, а основной массе этого и не надо. Надо, чтобы наши выигрывали, желательно красиво — и он, человек у микрофона, всю жизнь оставался рупором и вдохновителем идеи, отражавшей желания миллионов.

Несмотря на кажущуюся простоту, это была работа тонкая и точная, пусть и в определенных рамках. За осененные красными знаменами победы при крушении идеологии придется заплатить дорогую, даже слишком дорогую цену, но легко бросать камни в прошлое из сегодня, важнее понять, почему так происходило и что мы с этого, несмотря на все издержки, имели. В частности, имели мы гарантированно качественное зрелище с участием сборной СССР, с голосом Николая Озерова, который из монреальского «Форума» в первых числах сентября 1972-го возвестил нам о начале новой хоккейной эры. То, что пленку с записью репортажа о первом матче Суперсерии‑1972 СССР — Канада смыли, считаю не просто головотяпством, а преступлением.

Полтора десятилетия спустя Озерова из эфира начнут подвигать — да он и неизбежно должен был уйти вместе с эпохой. Новые времена не нуждались в пафосе, даже очеловеченном. Правда, уход, наверное, можно было обставить как-то иначе. Хотя вряд ли Озеров согласился бы остаться в качестве гуру для молодых — он не был человеком с кафедры, он был и остался человеком игры у микрофона.

Его замечательная дочь Надя, человек непростой судьбы, сказала недавно, что, будучи уже тяжелобольным и лишенным любимой работы, прошлым отец не жил. Ездил с выступлениями по стране, пока мог, вел свои программы, пока мог и пока давали, не был обделен прекрасными великими друзьями, у него оставалась любимая Загорянка и любимая семья, он продолжал помогать людям, а любимому спортобществу «Спартак» из последних сил помогал до последних часов такой долгой и такой короткой, разделившейся на «до» и «после», жизни.

Николаю Озерову сто лет, после его смерти прошло четверть века, хоккей и футбол есть, а новых Озеровых нет, да и не может быть. «Все надо делать вовремя», — так, кажется, он сказал в предпоследний свой день. Как будто итог подвел.

Владимир Мозговой

www.novaya.media




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (26)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх