На 89 году жизни почил модельер
Пако Рабан.Социолог Рене Кёниг заметил:
«Мода - это форма проявления любопытства». А любопытством это – коварная вещь, и для художника, и для натуры, если за ней не стоит вкус, такт, мысль. В отношении живого человека (а не стиля, традиции и т.д.) И главное – влюбленность в него, любовь к нему.
Пако Рабан был вечно влюбленным Пигмалионом моды. Мифологический Пигмалион, скульптор, до опоры до времени испытывал безответные чувства к своему творению – Галатее. Уже потому что она была лишь гениальной скульптурой. К слову, Пигмалион придумывал для нее и наряды. Но оживить, чтобы прервать безответность, не получалось. Покуда в дело не вмешалась Венера, которая подарила девушке жизнь. В ее образе, видимо, и предстал гений Пигмалиона.
Пако Рабан дарил свой гений живым людям. Но дизайн – это тоже своего рода «оживление», дарение «второй жизни», в которой человек способен удивить, удивиться самому себе. И это должно быть чувство высокого удивления. Такой подарок делается только с великой любовью. Как во всяком искусстве. (2005 г. в Москве Центральном доме художника на Крымском Валу проходила выставка графики Пако Рабана - ранее рисунки Пака видел около 30 лет назад только его друг Сальвадор Дали. Место экспозиции он выбрал неслучайно. Зная Москву с 1950 г., он считал ее самым красивым городом в мире.)
Пако Рабан звал человека в будущее, не навязывая его образ, а предлагая просто примерить его. В футурологической примерочной Пако Рабана могли раскрыться те черты, которые характеризуют подлинность человека. И, видимо, многое раскрывалось. Мода Рабана – «разведочная», ищущая человека, а не предлагающая его готовую модель.
Пако Рабан говорил:
Я воспитан женщинами. Мама, бабушка, сестры вырастили меня. Моя мама работала на Баленсиагу (дом моды, основанный в 1919 году Сан-Себастьяне испанским дизайнером Кристобалем Баленсиагой, которого художник-фотограф Сисел Битона, назвал «Пикассо от моды, и просуществоваваший почти 40 лет. – B.K.) и была марксисткой. Она научила меня быть свободным и заставила запомнить, что ни один модный эксперимент не позволителен, если он разрушает женскую красоту… Моя мать, любившая моду, всегда говорила: «Сын мой, у тебя есть все свободы, кроме одной: нападать на красоту женщины». Это очень важно. Женщина — Чудо, женщина — Соблазнение. Дизайнер не имеет права высмеивать ее. Это преступление.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта