Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Развивающее обучение: мифы и реальность

  • Закладки: 
  • Просмотров: 267
  •  
    • 0

Фото: yaplusmama.ru


Чем РО отличается от традиционного обучения? Всем ли оно подходит? Что именно оно развивает? Объясняют эксперты.

13.03.2023

О системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова уже несколько десятилетий говорят не только психологи и педагоги, но и родители, озабоченные выбором школы и учителей для своего ребенка. Василий Васильевич Давыдов, один из создателей теории учебной деятельности и автор учебных и методических пособий, иронизировал: всякое обучение можно считать развивающим, поскольку оно «и ума прибавляет». Но что такое ум? В каких «единицах» измерять его прибавление? И только ли к уму оно относится, если расшифровывать аббревиатуру «РО» как «развивающее образование», где «развивающее обучение» – лишь часть (пусть основная) этого большого «РО»? А может быть, «РО» создает атмосферу для того, чтобы стало интересно то, что было неинтересно? Об этом мы поговорили с учениками Василия Давыдова, посвятившими всю свою научную и профессиональную деятельность созданию условий для реализации системы развивающего обучения: доктором психологических наук, профессором МГПУ и МГППУ, автором программы «Тропинки» Владимиром Кудрявцевым и главным редактором Департамента раннего развития и начальной школы «СберОбразование» Алексеем Воронцовым.

Система развивающего обучения включает переподготовку учителей

– Давайте сразу проясним для родителей: развивающее обучение – это программа или система, состоящая из разных программ?

– А. Воронцов: Развивающее обучение (далее – РО) – это система, так как ряд учебных предметов (программ) построен на едином психолого-педагогическом фундаменте нашей отечественной психолого-педагогической науки. Система включает в себя не только учебный материал отдельных дисциплин, но и способы, формы организации образовательного процесса, подходы к оцениванию, организации всего внутреннего образовательного пространства школы.

Все эти компоненты системы взаимосвязаны и работают на главную цель – формирование и развитие основ теоретического (рефлексивного) мышления.

В систему РО входит в том числе переподготовка учителей для работы в ней. Важно понимать, что отдельно взятая программа – это только небольшая часть системы. Те школы, которые используют только учебники и программы РО, но все остальное происходит по традиционной системе, не могут считаться школами, реализующими образовательную систему Эльконина–Давыдова. В системе РО несколько программ по отдельной дисциплине. Школа сама набирает эти программы, но, повторюсь, говорить о том, что она работает по системе РО можно только тогда, когда учитываются все остальные элементы системы.

«Для того чтобы знать, что такое яблоко, достаточно одного яблока»

– Чем развивающее обучение отличается от традиционного?

– В. Кудрявцев: Отвечая коротко, приведу примеры. Традиционное обучение. Учитель решает с детьми 25 примеров. В каждом срабатывает очевидное общее правило. На 26-й раз он утыкает детей носом в это правило и объявляет его общим, хотя дети, условно говоря, на 10-м примере это уловили. Либо наоборот: вначале произносит формулировку, дети ее заучивают, а потом на 25 однотипных примерах это подтверждают. Развивающее обучение.

На одном-двух примерах дети выявляют неявное правило (принцип, закон) и исследуют его устройство. «Для того чтобы знать, что такое яблоко, достаточно одного яблока» (Э.В. Ильенков).

Отвечая развёрнуто, выделю пять различий. Первое. В традиционном обучении господствует принцип доступности. Он предполагает переход от простого к сложному, «от легкого к трудному», от знакомых ребенку конкретных фактов к обобщениям, от элементарных обобщений к обобщениям более высокого порядка. Практически единственным источником умственного развития учащихся видится абстрактное наращивание сложности (трудности) материала. Система Эльконина–Давыдова направлена на преодоление ограничений принципа доступности и ориентирует детей на познание «сущности явлений». Но она (в отличие, например, от системы Занкова) предполагает не реорганизацию наличного интеллектуального потенциала, представленного возможностями эмпирического мышления учащихся, а развитие у них круга принципиально новых способностей, которые связаны с теоретическим мышлением, теоретическим сознанием, теоретическим отношением человека к действительности.

Второе. Традиционное обучение направлено на дидактический тренаж конкретных представлений младших школьников о действительности. Выход за рамки этих представлений, согласно его концептуальным установкам, детям недоступен в силу ограниченности их возрастных возможностей.

Для системы Эльконина–Давыдова приоритетным является формирование теоретических понятий. Эти понятия имеют не столько словесную форму «научных терминов и определений», сколько форму общих способов решения различных классов задач, которые получают свое выражение в моделях.

Третье. В условиях традиционного обучения темпы продвижения учащихся крайне низки. Много времени затрачивается на преимущественно механическое заучивание, повторение и закрепление учебного материла. Смысл развивающего обучения по системе Эльконина–Давыдова состоит в поступательном «движении вперед». Тем не менее на этапе освоения исходного отношения учебного материала темпы обучения по необходимости замедляются – он требует особой работы учащихся, в том числе подготовительной. По сравнению с этим готовое определение формально заучивается легче и быстрее. Однако по мере освоения исходного отношения учащиеся начинают гибко и оперативно ориентироваться в целостном учебном содержании, не тратя время на решение бесчисленных примеров для закрепления усвоенного и выправления ошибок, неизбежно возникающих по причине формального заучивания. А главное, у них возникают тенденции к саморазвитию и самообучению. В силу этого отпадает нужда в длительном «дидактическом тренаже», направленном на передачу учащимся конкретных знаний и умений, отработку специализированных навыков.

Четвертое. Принцип сознательности учения, провозглашаемый в традиционном обучении, распространяется лишь на усвоение знаний, умений и навыков. Это можно выразить в формуле: «Знай (умей, делай) и понимай, что знаешь (умеешь, делаешь)». В системе Эльконина–Давыдова речь идет не просто об осознании учения. Она нацелена на развитие у детей особых рефлексивных способностей – рефлексивного анализа, оценки и контроля, которые обеспечивают выявление общих оснований учебной деятельности и учебных действий. Их развитие является существенной предпосылкой формирования субъекта учебной деятельности – желающего и умеющего учиться, активно и инициативно участвующего в ее проектировании и преобразовании.

Пятое. В традиционном обучении проводится четкое разграничение между сильными и слабыми учащимися. При этом слабым учащимся предоставляется значительно меньше возможностей для интеллектуальной деятельности, чем сильным. Тем самым сужается перспектива их развития. Это компенсируется значительным объемом сугубо тренировочных упражнений, в частности, на дополнительных занятиях с неуспевающими учащимися. В то же время именно неуспевающие более других учеников нуждаются в проведении с ними не узко тренировочной, а общеразвивающей работы. В системе Эльконина–Давыдова не передний план выступает необходимость осуществления целенаправленной работы по общему развитию всех учащихся класса. Она удовлетворяется за счет углубленной индивидуальной работы с каждым ребенком, в том числе – в рамках диалого-дискуссионных (включая групповые) форм учебной деятельности.

По системе РО может работать каждый ребенок, но не каждый учитель

– Есть ли такие дети, которым развивающее обучение не подходит?

– А. Воронцов: Вопрос некорректный. Так обычно про систему РО говорят учителя, которые работает не в системе РО, но по программе РО. Они не меняют условия жизни ребенка, а значит, «впихивают» программы РО в традиционную (репродуктивную) систему, и вот при таких условиях могут выжить только сильные ученики вопреки действиям учителя. Система развивающего обучения создана для того, чтобы каждый ребенок находился в ситуации развития; двигался со своей скоростью и занимал свое место в этой системе.

– В. Кудрявцев: Я бы добавил, что РО не подходит не способным думать, в том числе видеть отличия РО от традиционного обучения, учителям. Василий Васильевич Давыдов говорил, что по его системе может работать каждый ребенок, но не каждый учитель.

– А чем отличается развивающее обучение от развивающего образования?

– В. Кудрявцев: Обучение – для ума, образование – для личности и всего уклада школьной жизни, в котором ей не душно.

Дети в системе РО невоспитанные?

– Вокруг РО существует довольно много мифов. Назовите главные.

– А. Воронцов: Первый миф – что система РО не для всех, о чём было сказано выше. Второй миф – что она даёт общее развитие. Система РО развивает основы теоретического (рефлексивного) мышления, то есть она не отвечает за всё развитие ребенка.

Третий миф – что дети в системе РО невоспитанные, так как не бездумно выполняют указания взрослого, а требуют, чтобы им пояснили, зачем это нужно делать.

Дисциплина - это от креативности (Карл Роджерс). - Сайт В.К.


Четвертый миф – что в системе РО важны не знания, а компетентности. Для нас компетентность – это знание, превращенное в средство. Другое дело, знания приобретаются нетрадиционными способами. Ученику важно понимать, что он узнает и делает. А понимание связано с рефлексией оснований собственных действий. Поэтому миф, что РО не дает ЗУНов (знаний, умений и навыков).

Мы не только формируем ЗУНы, но и делаем их осмысленными. Но к этим знаниям каждый идет своим темпом.

Следующий миф – что в РО нет оценок. Нет отметок в пятибалльной традиционной шкале, но оценка есть всегда, она встроена в образовательный процесс и носит формирующий характер. Это оценка для обучения. Более того, за первые пять лет мы делаем так, чтобы у самого ребенка появилась самооценка и самоконтроль как индивидуальная способность.

Элементарное неразличение оценки и отметки всегда присутствовало в массовой школе и традиционной дидактике. Оценка - это анализ и осознание ребенком оснований, по которым ему выставляется отметка взрослым (учителем). Эта способность (а это способность!) в десятилетней советской школе складывалась примерно в 4 классе и далеко не у всех детей. - Сайт В.К.


– В контексте РО говорят о деятельностном подходе, но разве в традиционном обучении нет деятельности?

– В. Кудрявцев: Активное учение однозначно лучше пассивного. Но что такое активность в отличие от деятельности? Всего лишь внешняя форма. А деятельность – это преобразование себя через преобразование материала. Но это тема для отдельного интервью, которое может занять несколько часов.

Вред от внедрения псевдо-РО больше, чем от традиционного обучения

– Почему к системе РО многие педагоги и родители относятся предвзято, даже критикуют, ставят под сомнение очевидные достоинства?

– А. Воронцов: От нашей безграмотности в сфере образования. Вспомним, для чего в 90-е был взят курс на вариативность? Для того, чтобы каждый человек мог найти свой путь в образовании. Систему РО воспринимают, поддерживают и хотят в ней существовать люди прежде всего с определенными принципами и ценностями.

Наша система противопоказана тем, кто исповедует другие принципы и ценности. Если у взрослого отсутствует ценность свободы, он никогда не отдаст ребенка в школы, реализующие РО.

Родитель, для которого важнее всего знания любой ценой, обязательность отметок и приоритет учителя – это не наш родитель. Большинство людей, передавая от поколения к поколению традиционные принципы кнута и пряника, всегда будут находиться с нами в ситуации конфликта. Мы будем делать всё, чтобы ребёнок сам нёс ответственность за свое образование, двигался в обучении так, как определила природа и его желание, а родители и чиновники будут двигать нас в сторону тотального контроля. Так мы никогда не договоримся. К тому же в опыте наших оппонентов не было ничего кроме традиционной системы обучения. «Я же выучился, я же стал человеком», – любят повторять они. А задачи из РО решить не могут – значит, программа плохая. Кому же захочется выглядеть в глазах детей дураком? Это касается в том числе педагогов. В связи с тем, что их уровень образования невысок, они не могут понять программы и учебники, которые попадают к ним в руки. Поэтому и отрицают их.

– Раз существуют и другие системы обучения, значит, у людей есть право на выбор?

– А. Воронцов: Конечно! Не надо на всех надевать РО. Пусть будут разные системы, тогда не будет конфликтов. Родители, выбирая школу и класс, должны познакомиться с основными положениями системы и понять, согласуются ли эти ценности и принципы с их ценностями и принципами. Если это так, тогда можно смело приводить к нам своих детей.

– Что ещё нужно знать родителям, прежде чем отдать ребенка в сад/школу/класс, реализующий систему РО?

– В. Кудрявцев: Действительно ли это РО. Вред от внедрения псевдо-РО больше, чем от традиционного обучения. Проверить можно по учебным достижениям. Если на уроках русского языка по форме – сплошные диалоги-дискуссии, а дети сплошь и рядом лепят грамматические ошибки (реальный случай), это псевдо-РО. Значит, там не учебные диалоги, а болтовня, потому что учитель не выстроил ситуацию, где может завязаться диалог.

Справочно:

Теория развивающего обучения начала формироваться в конце 1950-х годов в работах Льва Занкова, Даниила Эльконина и Василия Давыдова. Понятие «развивающее обучение» основано на теории культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева. Сам термин «развивающее обучение» был введён Василием Давыдовым для обозначения ограниченного круга явлений, но довольно скоро термин вошёл в массовую педагогическую практику.

Татьяна Волошко

Электронная газета "Вести образования"




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Вышел в свет наш журнал Развивающее образование № 3
28-08-2010
Вышел в свет наш журнал Развивающее образование №

Дорогие друзья и коллеги! 31 августа 2010 г. исполняется 80 лет со дня рождения выдающегося отечественного психолога, мыслителя,
II том сборника "Развивающее образование"
17-05-2004
II том сборника "Развивающее образование"

Выпущена в свет новая книга ...
22-12-2003
Выпущена в свет новая книга ...

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (20)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх