Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Сократ для детей

  • Закладки: 
  • Просмотров: 369
  •  
    • 0

Фридрих Фребель


21 апреля 1782 г. в немецкой деревушке Обервейсбах родился первостроитель европейской (и мировой) системы дошкольного образования Фридрих Фребель, подаривший человечеству теперь всем знакомое словосочетание «детский сад», выносивший его идею и воплотивший его проект. Он рассматривал свое детище не как место для присмотра за детьми с внесением «элементов занимательности», а как пространство («детский сад и сад в нем»), в котором ребенок вольется в новые формы жизни, наполненные новым содержанием, открывая их при помощи «особых» взрослых. А значит, это – не место для дублирования житейского опыта через привычные занятия с привычными (пусть самыми близкими!) взрослыми «присмотрщиками» и наставниками, который он уже почерпнул в домашнем обиходе. Но и не место для репетиций того, чем с ним вскоре займутся в школе. Второе – не менее принципиально, ибо содержит указание на качественную специфику дошкольного образования.

Проводя в июле 1849 г. отпуск в Бад-Либенштейне, педагог Адольф Дистервег, уже признанный в Европе автор «Руководства к образованию немецких учителей» услышал от одного из отдыхающих, что к здешним достопримечательностям нужно было бы отнести и «старого дурака», который целыми днями «куролесит с крестьянскими детьми». Речь шла о Фридрихе Фребеле. «Праздно» философствующего с молодежью Сократа также считали городским сумасшедшим. А Фребель – «Сократ для детей». Это имя было Дистервегу знакомо, он кое-что читал о его детских садах и заинтригованный, поспешил на встречу с живой «достопримечательностью». ...На месте Дистервег застал 67-летнего, но по-юношески бодрого Фребеля в компании нескольких десятков крестьянских детей. Дети оживленно играли и их лица светились искренней радостью, которая сочеталась со спокойствием и умиротворенностью. Фребель не только руководил играми, но и включался в них сам, отдавался им, как ребенок. Дальнейшие ежедневные посещения Фребеля все больше и больше убеждали Дистервега в том, что предлагаемые игры имеют колоссальное образовательное значение, не сводимое к сугубо дидактическому. От себя добавим: они не нарушали внутреннего ритма душевной жизни детей, а придавали ему новое – культурно оформленное, говоря современным языком, - звучание.

Насколько контрастирует все это с хрестоматийной характеристикой Ф.Фребеля как схоластичного и педантичного немца, заставлявшего ребятишек заучивать искусственно вымученные скучные песенки с дидактическим содержанием и «моралями»! Надо сказать, что именно сомнения относительно методических нюансов (а это наиболее уязвимое место в любой педагогической системе) переросли затем в критику концепции и образовательного проекта Фребеля в целом. Это происходило и в Западной Европе, и в России (где фребелистское движение получило значительный размах примерно с 70-х гг. XIX века: были организованы фребелевские общества, курсы по подготовке воспитателей и даже специальный женский педагогический институт). Соблазн выплеснуть с водой ребенка всегда велик и в итоге педагоги начали отказываться от использования системы Фребеля, иногда под прямым давлением со стороны государства (например, в 1851 г. правительство Пруссии просто запретило фребелевские детские сады).

Но наиболее вдумчивые и проницательные педагогические умы (в их числе - К.Д.Ушинский, А.С.Симонович, Е.Н.Водовозова и др.), критически оценивая отдельные методические ходы Фребеля, вместе с тем признавали фундаментальный общепедагогический смысл его поисков. Впрочем, Фребель всегда незримо присутствовал в дореволюционной российской, советской и постсоветской дошкольной педагогике. Идеи развивающего образования и деятельности (прежде всего – игровой) как основы развития ребенка принадлежат современности. «Дары Фребеля» (шерстяные разноцветные мячики, особые деревянные шарики, кубики, цилиндры и др.), в устройстве которых их изобретатель стремился «материализовать» те или иные способы созерцания и понимания мира, много лет спустя вернулись в виде овеществленных в дидактическом материале и игрушках «сенсорных эталонов» и «моделей», предметных и виртуальных (компьютерных) «развивающих сред» и т.д. Все то, что, вслед за психологом Дж.Гибсоном, называют «аффордансами» - вариативными возможностями действовать, которые таятся в предметах человеческой культуры, мы также обнаружим в «Дарах».

Вполне «современно» Фребель решал и проблему преемственности дошкольного и начального образования. Детский сад был для него стихией игры, игрового эксперимента, который ребенок ставил над действительностью и самим собой. Орудиями, опосредствующими эту своеобразную экспериментальную деятельность, как раз и выступали «дары», а также другие предметы. Так, Фребель писал, что в мяче (шаре) ребенок «с ранних пор находит общее выражение всякого предмета, а равно и самого себя, как самодовлеющего целого и замкнутого в себе единства. Это восприятие... чрезвычайно важно для ребенка как человека, предназначенного для самопознания и будущего носителя самосознания» (Фребель Ф. Детский сад // История дошкольной педагогики. Хрестоматия. М., 1974. С. 209). Это должно было подвести детей к той грани, за которой они смогут возвыситься над горизонтом обыденности (учтем, что фребелевские детские сады были рассчитаны на представителей низших сословий, для которых бытие полностью исчерпывалось преодолением тягот повседневного быта, и поэтому такая постановка вопроса звучала поистине революционно). Следующий шаг в данном направлении призвана сделать школа.

Предназначение школьного образования Фребель связывал не с передачей и усвоением «большего или меньшего количества разнообразных, а, стало быть, внешних сведений», а с постижением внутренней - универсальной развивающейся общности вещей, к которой принадлежит и собственное Я ребенка (Фребель Ф. Пед. соч. М., 1913. Т. I. Воспитание человека. С. 135 и след.). Это понимание, хотя и выражено на языке своего времени, в общих чертах не расходится с сегодняшними представлениями о преемственности в системе развивающего образования.

Ребенок должен увидеть себя в зеркале своих свершений – вот главный посыл фребелевской педагогики развития, опирающейся на философию самосознания И.Г. Фихте.


Сейчас Фребель возвращается в Россию, из которой он, в общем, никуда не уходил. Скорее, «скрывался» в разных педагогических находках.

В Германии до сих пор популярно рождественское украшение Fröbelstern – Звезда Фребеля. Она сияет во всем мире, на языки многих народов которого переведено словосочетание «детский сад».

Владимир Кудрявцев




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
I Международная конференция «Векторы развития педагогики Фридриха Фрёбеля: от теории к практике»
20-04-2021
I Международная конференция «Векторы развития

21 апреля 2021 г. в Москве пройдет I Международная конференция «Векторы развития педагогики Фридриха Фрёбеля: от теории к
В.Кудрявцев. Образование до школы: какой ценой?
08-04-2013
В.Кудрявцев. Образование до школы: какой ценой?

В середине «нулевых» федеральный центр вычеркнул из зоны своих интересов и забот дошкольное образование. Прежде всего – как
День дошкольного работника
26-09-2004
День дошкольного работника

  • Календарь
  • Архив
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Май 2024 (5)
Апрель 2024 (31)
Март 2024 (61)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх