Фридрих Фребель
21 апреля 1782 г. в немецкой деревушке Обервейсбах родился первостроитель европейской (и мировой) системы дошкольного образования
Фридрих Фребель, подаривший человечеству теперь всем знакомое словосочетание «детский сад», выносивший его идею и воплотивший его проект. Он рассматривал свое детище не как место для присмотра за детьми с внесением «элементов занимательности», а как пространство («детский сад и сад в нем»), в котором ребенок вольется в новые формы жизни, наполненные новым содержанием, открывая их при помощи «особых» взрослых. А значит, это – не место для дублирования житейского опыта через привычные занятия с привычными (пусть самыми близкими!) взрослыми «присмотрщиками» и наставниками, который он уже почерпнул в домашнем обиходе. Но и не место для репетиций того, чем с ним вскоре займутся в школе. Второе – не менее принципиально, ибо содержит указание на качественную специфику дошкольного образования.
Проводя в июле 1849 г. отпуск в Бад-Либенштейне, педагог Адольф Дистервег, уже признанный в Европе автор «Руководства к образованию немецких учителей» услышал от одного из отдыхающих, что к здешним достопримечательностям нужно было бы отнести и «старого дурака», который целыми днями «куролесит с крестьянскими детьми». Речь шла о Фридрихе Фребеле. «Праздно» философствующего с молодежью Сократа также считали городским сумасшедшим. А Фребель – «Сократ для детей». Это имя было Дистервегу знакомо, он кое-что читал о его детских садах и заинтригованный, поспешил на встречу с живой «достопримечательностью». ...На месте Дистервег застал 67-летнего, но по-юношески бодрого Фребеля в компании нескольких десятков крестьянских детей. Дети оживленно играли и их лица светились искренней радостью, которая сочеталась со спокойствием и умиротворенностью. Фребель не только руководил играми, но и включался в них сам, отдавался им, как ребенок. Дальнейшие ежедневные посещения Фребеля все больше и больше убеждали Дистервега в том, что предлагаемые игры имеют колоссальное образовательное значение, не сводимое к сугубо дидактическому. От себя добавим: они не нарушали внутреннего ритма душевной жизни детей, а придавали ему новое – культурно оформленное, говоря современным языком, - звучание.
Насколько контрастирует все это с хрестоматийной характеристикой Ф.Фребеля как схоластичного и педантичного немца, заставлявшего ребятишек заучивать искусственно вымученные скучные песенки с дидактическим содержанием и «моралями»! Надо сказать, что именно сомнения относительно методических нюансов (а это наиболее уязвимое место в любой педагогической системе) переросли затем в критику концепции и образовательного проекта Фребеля в целом. Это происходило и в Западной Европе, и в России (где фребелистское движение получило значительный размах примерно с 70-х гг. XIX века: были организованы фребелевские общества, курсы по подготовке воспитателей и даже специальный женский педагогический институт). Соблазн выплеснуть с водой ребенка всегда велик и в итоге педагоги начали отказываться от использования системы Фребеля, иногда под прямым давлением со стороны государства (например, в 1851 г. правительство Пруссии просто запретило фребелевские детские сады).
Но наиболее вдумчивые и проницательные педагогические умы (в их числе - К.Д.Ушинский, А.С.Симонович, Е.Н.Водовозова и др.), критически оценивая отдельные методические ходы Фребеля, вместе с тем признавали фундаментальный общепедагогический смысл его поисков. Впрочем, Фребель всегда незримо присутствовал в дореволюционной российской, советской и постсоветской дошкольной педагогике. Идеи развивающего образования и деятельности (прежде всего – игровой) как основы развития ребенка принадлежат современности. «Дары Фребеля» (шерстяные разноцветные мячики, особые деревянные шарики, кубики, цилиндры и др.), в устройстве которых их изобретатель стремился «материализовать» те или иные способы созерцания и понимания мира, много лет спустя вернулись в виде овеществленных в дидактическом материале и игрушках «сенсорных эталонов» и «моделей», предметных и виртуальных (компьютерных) «развивающих сред» и т.д. Все то, что, вслед за психологом Дж.Гибсоном, называют «аффордансами» - вариативными возможностями действовать, которые таятся в предметах человеческой культуры, мы также обнаружим в «Дарах».
Вполне «современно» Фребель решал и проблему преемственности дошкольного и начального образования. Детский сад был для него стихией игры, игрового эксперимента, который ребенок ставил над действительностью и самим собой. Орудиями, опосредствующими эту своеобразную экспериментальную деятельность, как раз и выступали «дары», а также другие предметы. Так, Фребель писал, что в мяче (шаре) ребенок «с ранних пор находит общее выражение всякого предмета, а равно и самого себя, как самодовлеющего целого и замкнутого в себе единства. Это восприятие... чрезвычайно важно для ребенка как человека, предназначенного для самопознания и будущего носителя самосознания» (
Фребель Ф. Детский сад // История дошкольной педагогики. Хрестоматия. М., 1974. С. 209). Это должно было подвести детей к той грани, за которой они смогут возвыситься над горизонтом обыденности (учтем, что фребелевские детские сады были рассчитаны на представителей низших сословий, для которых бытие полностью исчерпывалось преодолением тягот повседневного быта, и поэтому такая постановка вопроса звучала поистине революционно). Следующий шаг в данном направлении призвана сделать школа.
Предназначение школьного образования Фребель связывал не с передачей и усвоением «большего или меньшего количества разнообразных, а, стало быть, внешних сведений», а с постижением внутренней - универсальной развивающейся общности вещей, к которой принадлежит и собственное Я ребенка (
Фребель Ф. Пед. соч. М., 1913. Т. I. Воспитание человека. С. 135 и след.). Это понимание, хотя и выражено на языке своего времени, в общих чертах не расходится с сегодняшними представлениями о преемственности в системе развивающего образования.
Ребенок должен увидеть себя в зеркале своих свершений – вот главный посыл фребелевской педагогики развития, опирающейся на философию самосознания И.Г. Фихте.
Сейчас Фребель возвращается в Россию, из которой он, в общем, никуда не уходил. Скорее, «скрывался» в разных педагогических находках.
В Германии до сих пор популярно рождественское украшение
Fröbelstern – Звезда Фребеля. Она сияет во всем мире, на языки многих народов которого переведено словосочетание «детский сад».
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта