Фридрих Фрёбель В первой половине 19 в. выдающийся немецкий педагог Фридрих Фрёбель выдвинул идею «детского сада» («детского сада и сад в нем») как особого образовательного учреждения. Ему принадлежит и сам этот термин (Kindergarten), который стал интернациональным, и его первый проект. Этот проект, который можно было бы назвать, пользуясь современным языком, «развивающим», был первоначально реализован в Бланкенбурге (1839), где Фрёбель открыл первое заведение под названием «детский сад». Фридрих Фрёбель стал основоположником дошкольного образования в мире. Многие известные педагоги (М. Монтессори и др.) использовали идеи Фрёбеля в своих концепциях и образовательных практиках.
Классик английской литературы Чарльз Диккенс посвятил Фрёбелю и его детищу очерк. Он, в частности, пишет: «Фрёбель никогда не хотел, чтобы его метод заполонил всю деятельность ребенка, чтобы кроме исполнения этого метода ничего более не делалось и ни в чем не проявлялась самостоятельно действующая воля ребенка… Своим методом Фрёбель хотел лишь указать направление, которому всего полезнее следовать при воспитании». Отсюда очевидна актуальность Фребеля и его педагогики: сегодня мы связываем образование с созданием условий («направления») для самостоятельного действия ребенка, которое приводит к его развитию.
Педагогика Фрёбеля была принята в России. Среди отечественных авторов, о ней одним из первых упоминал К.Д. Ушинский. И если в Германии 1850-х гг. систему Фрёбеля фактически «свернули» административно, то в России ее ждал звездный час. С именем Фребеля связано становление российского дошкольного образования. В конце 19 вв. России начинают создаваться детские сады, открываются курсы, а в Петербурге - даже специальный женский педагогический институт для подготовки воспитательниц-фребелисток («садовниц»). В советской, а также новейшей российской дошкольной педагогике и практике дошкольного образования были явно или неявно заимствованы многие идеи Фрёбеля. То, что сейчас называется «развивающей предметной средой», составляло суть того образовательного пространства, которые создавал в своих детских садах Фребель.
Ключевое звено фрёбелевской «развивающей среды» - «Дары». Так их назвал сам Фрёбель по аналогии с «Дарами волхвов». Дары – это особые предметы (дидактические материалы), которые фиксируют в себе нежесткий «сценарий» деятельности ребенка с ними, который предполагает вариативность и свободу действий. По замыслу Фрёбеля, действуя с этими предметами, ребенок должен в активной форме строить картину мира и осмысливать свое место в нем.
Сегодня Фребель возвращается в Россию.21 апреля 2021 г. в Москве пройдет
I Международная конференция «Векторы развития педагогики Фридриха Фрёбеля: от теории к практике»О конференцииДата и время проведения: 21 апреля 2021 г., 11.00 – 18.00 (начало регистрации в 10.00).
Место проведения: Российская Академия Образования, г. Москва, ул. Погодинская, д.8 (ближайшие станции метро: Фрунзенская, Спортивная, Киевская) и zoom-формат
Организаторы: Ассоциация Фрёбель-педагогов, федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования».
УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ:
• специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования,
• педагогические работники общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций;
• представители научных, образовательных и общественных организаций.
ЦЕЛЬ КОНФЕРЕНЦИИ:
актуализировать и интегрировать идеи Фрёбель-педагогики в современную образовательную среду для формирования навыков технологических лидеров будущего.
В РАМКАХ КОНФЕРЕНЦИИ БУДУТ РАССМОТРЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:
• идеи Фрёбеля и их влияние на культуру и образование в мире
• современные практики применения идей Фрёбеля в образовании и искусстве
• профессиональный взгляд на будущее педагогики Фрёбеля (форсайт-сессия)
Будут представлены лучшие практики работы образовательных организаций по интеграции идей Фрёбель-педагогики в современное дошкольное образование.
Свое участие в качестве докладчиков подтвердили ведущие специалисты в области образования, науки и культуры, общественные деятели.
ПодробнееПленарное заседание
«Идеи Ф.Фрёбеля и их влияние на культуру и образование в мире» (начало – в 11.50) откроет доклад доктора психологических наук, профессора МГПУ В.Т.Кудрявцева
«Педагогика необыденности: от Фрёбеля — к современным проектам развивающего дошкольного образования».Прямая трансляция в YouTube
На развитие сайта