Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Анастасия Карташова. Научить учиться

  • Закладки: 
  • Просмотров: 251
  •  
    • 0

Фото: vuzopedia.ru


Если ты дашь человеку рыбу,
ты накормишь его только один раз.
Если ты научишь его ловить рыбу,
он всегда сможет себя прокормить...

Восточная мудрость


Современная педагогика и родители часто задаются вопросом: как же научить так и какой метод использовать, чтобы "ловить рыбу" получалось в абсолютно любых случаях и при любых обстоятельствах, даже тогда, когда, казалось бы, этой “рыбы” и вовсе нет?

Большой трудностью нашего времени является то, что дети совсем не умеют учиться: добывать знания, делать выводы, применять полученные навыки, когда это выходит за рамки формул и схем. А ведь основная цель образования – привить способность решать простые и сложные задачи, принимать решения, мыслить логически. Но никак не получать оценки и баллы, что, конечно, тоже важно, но не может стать главной мотивацией. Как же сделать так, чтобы ребенок был правильно мотивированным и умел учиться?

Трудность

Имея большой опыт преподавания, около десяти лет, могу точно сказать, что многие дети не умеют делать элементарных вещей. А точнее: выучить слова, прочитать правильно задание, то есть понять, что от них хотят в конкретном случае, применить правило к решению самой задачи. И уж тем более зачастую дети не понимают, зачем они это учат. То есть задания выполняются лишь для того, чтобы их выполнить и получить оценку. Но схема “задание ради заданий”, “оценка ради оценки” напоминает замкнутый круг.

Родители сходят с ума от количества домашней работы, а ее сейчас действительно много. Дети не так сильно волнуются, потому что мама и папа смогут найти им репетитора, который поможет им с “домашкой”. На крайний случай – всегда есть Интернет с готовыми ответами. И это грустно. Ведь школа дает некий фундамент, которым дети смогут или не смогут воспользоваться во взрослой жизни.

– Современная система образования относится к ребенку, скорее, как объекту, – говорит Анастасия Змиевская, детский психолог. – В него вкладываются знания, его воспитывают, требуют исполнения правил. Такое же отношение наблюдается у многих родителей. Единицы взрослых воспринимают ребенка как личность, способную мыслить, рисковать, исследовать. Слишком много контроля и жестких границ. Вот мы и получаем послушного, но несамостоятельного ребенка. В будущем он всегда будет нуждаться в инструкциях: как жить, какое принять решение? Безынициативность и зависимость от мнения, поддержки окружающих – главные издержки такого воспитания.

Что делать?

Воспринимать ребенка не как человека, которому надо, просто жизненно необходимо, закончить эти одиннадцать классов, а потом получить диплом в каком-нибудь высшем учебном заведении, а как личность, которая хочет развиваться. Ведь любознательность, характерная черта детей, заложена в каждом. Без исключения.

– Ребенку важно чувство границы между старым и новым, – объясняет в одном из своих интервью Владимир Кудрявцев, российский психолог, профессор МГПУ и МГППУ – Вчерашний “я” не умел решать этот тип задач, а сегодняшний “я” умеет. Это значит, что у меня есть объективный источник личностного роста. А если я понимаю, что развиваюсь, расту над собой, мне интересно двигаться дальше. Получается, если ребенок осознает, что он меняется, каждый новый день в школе для него не рутина, а что-то новое, новая возможность что-то открыть или что-то узнать.

Самое главное – обсуждать это со своим ребенком. Вопрос об оценках навряд ли тот самый, который стоит задавать, пока ребенок сам не захочет сказать об этом. Но вот обсуждение нового опыта, новых знаний и где можно их применить, его чувств и эмоций, окажется более полезным и значимым для формирования правильной мотивации и здоровой оценки себя.

– Предположим, что школьник Петя научился умножать, но не осознал, что он теперь немножко новый человек, а думает, что умножать он умел всегда, – продолжает Владимир Кудрявцев. – Так вот, и Петя, и учитель Иванов проспали свою “ситуацию развития”. А откуда берется вдохновение? Из ощущения, что внутри тебя что-то радикально изменилось. На это и нацелена учебная деятельность. Дети не вдохновлены, они не хотят менять что-то вокруг, потому что они не чувствуют интереса по отношению к себе и внутри себя.

Доверяйте своему ребенку, дайте ему возможность научиться справляться, понять, что определенные действия приводят к каким-то последствиям.


В руках взрослого

Взрослые, которые окружают ребенка и становятся примером для него, – от них многое зависит. В школе учитель способен заразить ребенка интересом к предмету, который преподает. И ведь каждый из нас сможет с легкостью вспомнить одного-двух легендарных учителей из своей жизни, уроки которых до сих пор забыть невозможно. Но реальность такова, что этих учителей немного. Что ж, и с этой реальностью можно жить. И если вы, в качестве родителя, решаете воспользоваться услугами репетитора, поставьте перед преподавателем задачку посерьезнее, чем просто выполнение домашней работы. Ведь посудите сами: через некоторое время ребенок научится, получит недостающие ему знания и с легкостью сможет выполнять задания на дом самостоятельно. Это и является нашей главной
задачей – научить ребенка самому решать свои проблемы, делать выбор и справляться. В рамках своей школьной жизни.

Не забывайте поддерживать своих детей

– Жесткая критика, высмеивание неверных ответов, сверхконтроль – главные убийцы естественной познавательной активности, – говорит Анастасия Змиевская. – Поощрение собственных размышлений, высказываний, попыток сделать что-то по-своему – ее питательная среда. Вместо: “Сделай это вот так, это правильно”, лучше спросить: “А как бы ты это сделал? А что еще можно придумать?”. Пусть ребенок почувствует себя маленьким творцом и исследователем. Главное – делать это с самых ранних лет, и сообща. С годами ребенок сживается с той ролью, которую отводят ему взрослые. Пусть эта роль будет позитивной.

Доверяйте своему ребенку, дайте ему возможность научиться справляться, понять, что определенные действия приводят к каким-то последствиям. Домашняя работа – это в его компетенции. А если ее и правда много, самое время – научиться расставлять приоритеты. Это пригодится в жизни, не так ли?

Информационно-коммуникационное агентство "Быть человеком"




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Июнь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Июнь 2024 (25)
Май 2024 (42)
Апрель 2024 (35)
Март 2024 (61)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх