17 февраля 1906 г. в Москве родилась Гетель Лейбовна Волова, которую каждый из нас помнит с детства, как Агнию Львовну Барто. Ее стихами сразу же заговорил мир советских детей, мгновенно узнав в них себя. Детей не обманешь – тем более, на этот счет.
Нейтральное типовое словосочетание «наша Таня» в 10 из 10 случаев тут же притягивает вполне определенное продолжение. Впечатление таково, что не исходный материал, а уже готовые строчки приходили к Агнии Львовне оттуда же, из мира детства. Как если бы дети «говорили» ими без ее участия. А они и говорили – просто оставалось выбрать рифму поудачнее.
Хотя в самих-то в стихах Барто – вы не замечали? - дети мало говорят. «Делегируют» это право автору, который говорит о них (не за них!). То, что лучше они и не смогли бы сказать сами о себе. Потому что дети еще не умеют себя слушать. А автор их слушать умеет. И даже слышать. Чтобы научить детей слушать себя.
Талант слышать, чтобы научить слушать, – главный дар детского литератора. И не только – детского…
«Муля, не нервируй меня!» - в четырех словах все или многое, говорящее обо всем. Их, как утверждают, подсказала Фаине Раневской ее подруга – Ангия Барто.
Мы без устали сетуем на скудость языка, которому не по силам выразить всю глубину и красочность нашего ощущения жизни. Но часто не способны передать это, по правде говоря, не столь уже затейливое (порой), ощущение в поточном многословии, в котором глохнет остаточный смысл.
Великие детские поэты – санитары языка.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта