Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Образование впереди перемен: школа неопределенности

Образование впереди перемен: школа неопределенности

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 571
  •  
    • 1
Александр Асмолов

Психолог Александр Асмолов о стратегии «учить учиться», рождаемой в условиях вызовов неопределенности, сложности и разнообразия

Мы привыкли, что образование — это передача знаний и навыков от учителя к ученику. Но в мире, где каждый день появляются новые технологии, такая система становится неэффективной. Все чаще мы сталкиваемся с задачами, которые до этого никто не решал. Чтобы успешно с ними взаимодействовать, мы должны обладать готовностью к любым изменениям жизни и новым технологиям. Мы попробовали разобраться в проблеме в рамках проекта «Учить учиться: зачем, как и чему учить себя и других в постоянно меняющемся мире», подготовленного совместно с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее». Психолог Александр Асмолов рассказал о стратегии «учить учиться», рождаемой в условиях вызовов неопределенности, сложности и разнообразия.

— Сейчас все спорят о том, каким должно быть школьное образование. Как вы считаете, школа должна оставаться фабрикой производства знаний или стать чем-то большим?

— Есть мудрая цитата, принадлежащая Томасу Гоббсу: «Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались». Пути развития образования всегда затрагивали мотивы и интересы людей, и, каким бы странным это ни казалось, в реальности не человек овладевает образованием, а образование — человеком. Ключевой вопрос прошлого, настоящего и будущего не столько в том, каким должно быть образование, а в том, зачем, ради чего оно вообще нужно. Не так важно, чему учить и какие использовать технологии, — важно понять, в чем смысл обучения.

В образовании существует два конкурирующих подхода. Первый подход традиционный — тот, к которому мы все привыкли. Он рассматривает образование как классический процесс трансляции образцов, знаний, умений и навыков. Так люди могут передавать свой опыт друг другу, чтобы сохранить связь между поколениями. Один из ярких примеров традиционного подхода — классно-урочная система, созданная епископом Яном Амосом Коменским, великим дидактом. По сути это фабрика производства среднего человека. В XXI веке мы сталкиваемся с иными вызовами и задачами, но система Коменского до сих пор существует. Зайдите в любую школу — вы увидите учеников, которые сидят за партами и внемлют учителю. То же самое и в университетах, хотя, казалось бы, это совершенно другое пространство жизни. Но происходит все точно так же: один профессор или доцент стоит и что-то рассказывает студентам, а они его слушают.

Мы все привыкли к такой системе образования. Она кажется такой же естественной, как наш с вами данный от природы цвет волос или глаз. Но она эффективна только в стабильном мире, который не меняется, в котором человека можно вооружить рецептурным мышлением и стандартными решениями на все случаи жизни. Второй подход сильно противоречит традиционному. Он связан с мотивационной установкой «учить учиться» и предполагает преадаптивные модели образования. В рамках этого подхода становится важным научить ребенка адаптироваться к любым условиям и изменениям жизни. Сегодня каждый человек сталкивается с вызовами неопределенности, сложности и разнообразия. В наше время нет никого, кто точно сказал бы, какие профессии будут нужны через пять, десять или пятнадцать лет, какие виды деятельности помогут развиваться человеку и человечеству. Именно поэтому даже в самых лучших школах и вузах мира есть ощущение глубокого кризиса смысла всей системы образования.

— В чем преимущества нового подхода в образовании по сравнению с традиционным?

— В наши дни происходит революция познания. Адаптивные модели образования, основанные только на трансляции умений, знаний и навыков, становятся все менее эффективными. На первый план выходят преадаптивные гибкие модели, которые готовят универсальных учеников. Их объединяет главная ценностная установка — учить учиться. В этих моделях образование нацелено на то, чтобы ученик сам смог сконструировать смысловую картину мира, помогающую ему принимать решения в неопределенных, нестандартных ситуациях. По большому счету при таком подходе в школьном образовании на первый план выходит универсализация, а не ориентация на узкую специализацию знаний. Сейчас все более и более востребованной становится «школа неопределенности». По сути, на смену миру классической физики Ньютона пришел мир неклассической, релятивистской физики Альберта Эйнштейна и Нильса Бора. Точно так же и новый подход в образовании направлен на поиск модели, в рамках которой важно не передать конкретные знания или рецепт получения этих знаний, а научить человека самостоятельно находить информацию и пользоваться ею. Становится понятно, что самое важное — это не дать человеку рыбу, а научить его ловить рыбу в любой реке.

— Многие родители и учителя говорят о том, что современные дети не хотят учиться. Почему так происходит?

— Есть стихотворение Самуила Маршака, которое очень хорошо отражает потерю мотивации к учебе у детей:

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «Почему?».


Классно-урочная система Коменского строилась по жесткой технологии ответов без вопросов, и мало кто замечал ее парадоксальность. Представьте, что к вам на улице подходит незнакомый человек и требовательно спрашивает: «А какая в Бразилии нынче погода?» Такой вопрос покажется вам по меньшей мере странным. Но когда учитель в классе задает подобный вопрос ученику, это воспринимается как норма. И ученик, сидя как каторжник, прикованный к парте, в течение одиннадцати лет должен отвечать на вопросы, которых сам не задавал. Совсем иная ситуация возникает в процессе школьного обучения, если действия ученика порождаются мотивационной ценностной установкой «учить учиться». Это установка на создание своей собственной мотивации к познанию. Благодаря ей ребенок сам ищет ответы на интересующие его вопросы. Такая установка должна быть не только у детей, но и у учителей, а также у тех, кто разрабатывает стратегии образования и помогает создавать образование как систему.

— А каким должен быть учитель, чтобы заинтересовать своих учеников? Какими установками он должен обладать?

— В свое время в культуре родился интересный дискурс, который был связан с определением слова «толмач». Толмач — это интерпретатор смыслов, тот, кто помогает создавать культуру. Учитель должен быть таким толмачом. Конечно, никто не отбрасывает важность педагогических техник и методик. Но главная задача учителя — создать у ученика мотивацию к поиску. Помимо этого, учитель должен быть навигатором в потоках информации. Мы живем в открытом мире знаний, и очень важно помогать ребенку ориентироваться в этих знаниях. И третья важная социальная роль учителя — роль коммуникатора, который организует совместную деятельность детей и управляет их сотрудничеством. Когда учитель исполняет все эти роли, он помогает развивать личность ребенка, а не просто способствует получению знаний.

— А есть ли какие-то специальные методики, которые помогают учителям развивать личность ребенка и формировать мотивацию к поиску?

— Мы с коллегами с факультета психологии МГУ постарались создать один из элементов этой системы — универсальные учебные действия (УУД). Рефлексия, постановка себя на место другого и прочие УУД позволяют ученикам уверенно осваивать самые разные предметные знания и прежде всего помогают учителю выстраивать совместно с ребенком ценностную и целостную картину мира. По большому счету концепция УУД — это концепция метапознания. Все эти действия применимы для любых образовательных дисциплин — от чтения до математики. Они помогают ученикам объять необъятное.

— Чем отличается обучение, нацеленное на репродукцию и запоминание, от обучения, которое создает смысловую картину мира?

— В когнитивной психологии есть эксперименты, направленные на исследования кратковременной памяти. В них на короткий период времени предъявляются те или иные символы, и испытуемых просят эти символы запомнить. Один из таких экспериментов проводился с шахматистами. Им на короткое время показывали шахматную доску и просили ответить, сколько фигур было на ней. Многие из шахматистов не могли ответить на этот вопрос, потому что не успевали запомнить. Но был один гроссмейстер, который воскликнул: «Я не помню, сколько фигур стояло на доске, я не помню, как они стояли, но если белые начинают, то они дают мат в два хода!» Этот пример наглядно демонстрирует, что мы в жизни ловим смыслы, а не считываем значения. В повседневности мы не решаем типовые задачи, в которых все дано, задачи, где поезд, который выходит из пункта А, непременно прибывает в пункт Б. Мы решаем жизненные задачи с мнимыми данными, избыточной или недостающей информацией, задачи, моделирующие ситуацию неопределенности. Само решение таких задач превращает человека в ученика, совершающего открытие.

— Вы сказали, что современная школа должна готовить универсальных учеников. Какими качествами, навыками и умениями должен обладать такой ученик?

— Ключевая мотивационная установка «учить учиться», ставшая стержнем личности человека XXI века, — это мечта. Человек, обладающий такой установкой, готов к изменениям, которые он даже не может прогнозировать. Вспомните ситуации, в которых вы удивлялись самим себе. Вспомните, как Александр Сергеевич Пушкин воскликнул: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» Личность непредсказуема во многих случаях сама для себя. Она обладает возможностью искать разные неординарные пути решения. И именно возможность смело браться за решение задач русских сказок «пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что» — это путеводная линия для понимания того, каким должно быть образование в XXI веке.

Отмечу, что за идеологией развития «учить учиться» стоит совершенно иное понимание механизмов социальной и биологической эволюции. Существующие адаптивные системы опираются на прошлый опыт. Они либо подгоняют все под готовые образцы, либо пытаются экстраполировать будущее на основе прошлого. Но в современном мире каждый человек должен быть преадаптантом и уметь конструировать новые формы поведения в разных ситуациях. Такому человеку часто приходится слышать от окружающих: «Тебе что, больше всех надо?» Его в истории культуры называли разными именами: лишний человек, Дон Кихот, неадаптант, нонконформист, шут или скоморох. Все эти герои, рискуя собой, помогали разным культурам найти выходы из кризисов, природных и цивилизационных, — иногда ценой собственной жизни. Вспомните Спартака, Джордано Бруно и Андрея Сахарова, и вы поймете, о чем я говорю.

— Почему важно учиться всю жизнь и как найти свой путь?

— Мастер психологии развития Даниил Борисович Эльконин говорил, что «учить учиться» означает прежде всего «учить самого себя». А учить самого себя — значит растить, делать и строить самого себя. И не случайно: жизненный путь каждого из нас состоит из отклоненных и принятых нами выборов и альтернатив. Для каждого человека важен поиск тех сфер деятельности, в которых он чувствует себя самостоятельным. Через такие сферы вы создаете вокруг себя комфортный мир. Мотивационная установка «учить учиться» приводит к тому, что человек конструирует вокруг себя реальность, в которой изменения воспринимаются им как норма жизни. И в этом случае он не видит безысходности, ведь есть множество возможных исходов. В этом случае человек осознает: «Я живу в вероятностном мире, в энном количестве разных миров, просто сегодня я поживу в этом».

Универсальный способ преадаптации к изменениям в эпоху перемен — это надситуативная активность личности и постановка сверхзадач, преобразующих ситуации неопределенности. Ваша собственная картина мира не должна быть фиксированным алгоритмом, где возникает ригидность. Она должна постоянно меняться, встраиваться в другие картины и каждый раз конструировать новую реальность. Установка «учить учиться» не дает возможности четко сказать, какой набор инструментов приведет к цели. Вы не можете заранее спланировать, какая именно технология победит в будущем. Но если вы готовы к изменениям, то находитесь в постоянном поиске и конструируете технологии, в том числе технологии самого себя, которые позволяют не бояться никаких перемен.

— Почему установка «учить учиться» — это ключ к успеху в современном мире?

— Отвечая, я хочу напомнить диалог между Алисой, оказавшейся в Зазеркалье, и Красной Королевой. Алиса переживала, что ничего не успевает сделать вовремя, что вечно опаздывает. В ответ на это Красная Королева поделилась своим волшебным правилом: «Какая медлительная страна! — сказала Королева. — Ну, а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте. Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее».

Это правило Красной Королевы выявляет самую суть идеологии развития «учить учиться»: если мы хотим быть успешными в XXI веке — веке перемен, новых технологий и, главное, нового поколения, — нам как учителям надо бежать по меньшей мере вдвое быстрее, чтобы не только не отстать от наших собственных детей, учеников, но вместе с ними сделать самое главное открытие в мире — открытие самих себя.

www.postnauka.ru




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Новорожденные: Александр Асмолов
22-02-2018
Новорожденные: Александр Асмолов

22 февраля в новорожденных - психолог, академик РАО Александр Григорьевич Асмолов.
Панельная дискуссия «Психология хаоса, школа неопределенности»
19-04-2016
Панельная дискуссия «Психология хаоса, школа

16 апреля 2016 года в Москве в рамках Межрегиональной конференции «Эврика-Авангард '2016» состоялась панельная дискуссия
Александр Асмолов. Не для вуза, для жизни учимся
23-10-2013
Александр Асмолов. Не для вуза, для жизни учимся

  • Календарь
  • Архив
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Сентябрь 2018 (29)
Август 2018 (55)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (41)
Май 2018 (31)
Апрель 2018 (60)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх