Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Александр Асмолов. Звонок последний зовет на битву...

  • Закладки: 
  • Просмотров: 234
  •  
    • 0



Звонок последний зовёт к отбою,
Звонок последний зовёт на битву.
Когда закончит работу Гойя,
Он снова в руки берёт палитру.


Эти строки, написанные мною давным-давно, и сейчас стучатся в моё сознание. Каждый раз в этот день мы задаемся вопросом: а чем же была наша школа? Пытаясь осмыслить моменты реальности, я задумываюсь о том, что есть вещи изменяющиеся, а есть ценностные константы времени. Отсюда несколько акцентов.

Акцент первый. У Владимира Тендрякова есть повесть «Ночь после выпуска». Я вспоминаю ее, думая о своих учителях, в том числе и о самом Владимире Тендрякове. Когда у меня был последний звонок, он написал статью «Ваш сын из школы Каменского». Она о том, как мир школы завершается, и перед молодым человеком открывается новая реальность.

Мир школы и мир ребёнка и вчера, и позавчера, и всегда – разные миры. И вопрос в том, какими будут эти миры: как параллельные прямые по Лобачевскому или как параллельные прямые в геометрии Эвклида.
Одни пересекаются, другие нет. Это не просто аналогия или образ. За этим стоит вечный поиск взаимоотношений между миром взрослых и миром детей.

Что такое школа? Школа – это место встреч поколений, где происходит напряжённый процесс поиска кода понимания между разными поколениями. И этот процесс особенно обостряется, когда мир школы завершается, и ребёнок, как в статье Тендрякова «Ваш сын из школы Каменского», рассуждает, что она ему даёт.

Но одно дело, когда писатель как публицист рассказывает, что как-то плохо уживаются друг с другом интересы ребёнка, которому всегда, и в три года, и в пять, и в семнадцать, больше всех надо, и интересы школы. Между ними всегда разрыв. И другое дело, когда это вдруг превращается в два произведения, в которых показываются нравственные миры детей. Одно из них называется «Ночь после выпуска», другое – «Весенние перевёртыши».

Выпускной вечер – это вечер инициаций, вечер взросления, вечер стимулирования к поиску себя и решению задач на смысл.


В «Ночи после выпуска» разыгрывается ситуация, в которой показаны два запараллеленных мира: учителя обсуждают разные методики, разные веяния новой и старой педагогики, как преподавать, какие предметы необходимо сделать более знаковыми для школы. Словом, они говорят о трансляции знаний.

И вот здесь-то и разыгрывается та трагедия, которую описывает Тендряков. Я процитирую только один момент, который навсегда остался в моей памяти. Это слова девочки: «Люблю ли я школу? Да, люблю! Очень!.. Как волчонок свою нору... И вот нужно вылезать из своей норы. И оказывается – сразу тысячи дорог!.. Тысячи!.. По какой мне идти? Давно задавала себе этот вопрос, но отмахивалась, пряталась от него. Теперь все – прятаться нельзя. Надо идти, а не могу, не знаю...»

Изменилась ли ситуация? Многие учителя, следуя командам и установкам вышестоящих, по-прежнему пытаются выполнить инструкции и превратить детей в подданных. Дети по-прежнему хотят быть людьми и человеками и ищут самих себя.

Когда мы говорим, что перед ними тысяча дорог, самое главное – понять, что при встрече с неопределённостью могут быть две стратегии.

Первая стратегия – стратегия защиты, бегство от неопределённости, и тогда наш жизненный путь становится путём страуса, который отворачивается и старается в упор не видеть изменений, только бы не было неопределённости. Эта стратегия приводит к тому феномену, который Эрих Фромм назвал «бегство от свободы».

Но есть другая стратегия, когда неопределённость становится ресурсной, и на неё делают ставку. Это огромная работа возможностей. Ключевое понимание, что мы выходим на школу возможностей.

Тут я делаю третий акцент и цитирую ещё одного человека, близкого мне по позиции – Марию Тендрякову. Что такое школа взросления? «Школа взросления – школа становления независимости».

Поэтому последний звонок – инициация на новую независимость, ведь до этого ты зависел от учителей, а дальше всё больше начинаешь зависеть от себя. Это вызов, и мы не должны оставаться к нему безучастны.

Именно поэтому уже в 1992 году я написал, что школа должна стать школой неопределённости, когда неопределённость не выступает как ужас, от которого надо бежать и прятаться под одеяло, а становится веером возможностей. Когда у человека масса возможностей, надо понять, какие стереотипы и шаблоны ему мешают совершить выбор.

Один из горьких стереотипов нашей культуры – вузоцентризм, который идёт зачастую и от родителей, и от учителей.

Вузоцентризм в психологическом смысле рождает комплекс неполноценности. Если у тебя блестящий практический интеллект, если ты пошёл после школы по пути СПО, у тебя не меньше шансов стать успешным, сильным человеком, представителем среднего класса, потому что ты будешь обладать ремеслом в широком смысле слова, ремеслом как востребованным искусством. Ведь создавать свои малые предприятия, свои формы предпринимательства – искусство, в том числе и рукомесло, которое непременно будет востребовано в процессе жизненного пути личности.


Последний звонок действительно зовёт на битву. И эта битва с самим собой.

www.vogazeta.ru




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Всемирный день матери
13-05-2012
Всемирный день матери

Сегодня в московских школах прозвучал последний звонок
22-05-2009
Сегодня в московских школах прозвучал последний

Четыре пишем, шесть - в уме
15-05-2005
Четыре пишем, шесть - в уме

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (21)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх