Ушедший от нас
Борис Даниилович Эльконин работал над теми фундаментальными проблемами психологии развития и развивающего образования, за которыми стоят вечные вопросы культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и «предельные смыслы образования», как точно отметил
И.М.Реморенко. В конце 20 – начале 21 века Борис Эльконин фактически заново проблематизировал их и этим вдохнул новую жизнь,
современность, в культурно-историческую концепцию, в ее образовательные реализации. Пожалуй, после Л.С. Выготского он был единственным в этой традиции, кто обратился не просто к изучению многообразных процессов развития, а к осмыслению
феномена развития как такового, Акта или Шага развития, в его терминологии.
16 ноября я посвятил свою вечернюю лекцию для магистрантов МГППУ Борису Эльконину, рассказу о нем и о его творчестве». Та же магистерская программа «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании», где читал Борис Даниилович, но в этом году так и не успел начать. Конечно, мой рассказ не мог заменить его. Но надеюсь, что магистранты узнали, с кем они могли бы встретиться и даже подружиться. И что могла бы дать эта встреча, которая не состоялась. Но может и должна состояться – через тексты и видео. Для этого и сделана подборка ссылок под условным названием «Борис Эльконин. Избранное от Избранного».
29 февраля отмечается 120-летия со дня рождения отца и учителя Бориса Данииловича – Даниила Борисовича Эльконина. Борис готовился к этому событию и успел собрать номер журнала «Культурно-историческая психология», выпуск которого будет приурочен к нему. Среди материалов – и его последняя статья. Планируется также проведение на базе МГППУ симпозиума «От психологии игры – к психологии учения: научная школа Д.Б.Эльконина и Б.Д.Эльконина».
В.Т.КудрявцевИзбранное от Избранного
ТекстыО способе опосредствования решения задач "на сображение" // Вопросы психологии. 1981. №1
Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1992. №3
О феноменах переходных форм действия // Вопросы психологии. 1994. №1
Л. С. Выготский - Д. Б. Эльконин: знаковое опосредствование и совокупное действие // Вопросы психологии. 1996. №5
Введение в психологию развития (В традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского. М.: Тривола, 1994
Педагогика развития: пробное действие как основа образования // Вестник № 11/ 2003
Продуктивное действие // Культурно-историческая психология. 2019. № 1
Ситуация и ключевое искомое Посреднического Действия (ПД) Культурно-историческая психология. 2023. № 1
ВидеоЛекция Б.Д. Эльконина "Современность в культурно-исторической психологии"Внутренняя форма опосредствованияСобытие действия — акт развитияИсток, энергия, результат действияЛаборатория субъектностиМировые тенденции в образовании и развивающее обучение
На развитие сайта