Фото: dzen.ru
Мир лишь луч от лика друга,
всё иное тень его.
Николай Гумилёв
17.09.2023
От редакции. Наш колумнист, доктор психологических наук Владимир Кудрявцев написал красивый, глубокий и удивительно точный текст о дружбе. Одним из первых его читателей оказался друг автора, академик, профессор и тоже наш колумнист Александр Асмолов. Считаем уместным предварить колонку его комментарием: «Блеск литературного Дара, Блеск Точной мудрости и… психотерапевтический Блеск как антидот против разрушающих души Химер Рангов и Статусов».Подростки иногда заводят воображаемых друзей. Это объяснимо и не всегда является тревожным симптомом, скажем, симптомом одиночества. Подростки стремятся «добирать» дружбу в более широком кругу, где они ищут признания.
Дружеские круги должны расти вместе с человеком. Но нередко «воображаемых врагов» придумывают взрослые, «паспортные» взрослые, которые так и не повзрослели ни умом, ни душой, ни сердцем.
Враг – это и самооценку возгоняет до горных вершин, когда нечего оценивать, и всю ответственность за то, что жизнь тебе не может натянуть, и «двойки» на его плечи легко свалить.
Врагов еще нужно заслужить. Враги – это прерогатива личности, которая может быть для кого-то хорошей, для кого-то плохой, но никогда не бывает безразличной, как писал философ Эвальд Ильенков.
Для этого нужно быть как минимум ростановским Сирано:А что же?
Всех, как вы, друзьями называть
И, профанируя те чувства дорогие,
Считать десятками излюбленных друзей?
Нет! Эти нежности не по душе моей.
Не выношу я лжи, и мне сказать приятно:
«Сегодня я нашел себе ещё врага!»
...Я не хочу любви! Да, это мой порок!
Не надо нежности! И буду одинок!
Пускай вокруг меня шипит и вьётся злоба,
Пусть ненависть меня преследует до гроба,
Я буду этим горд!Но это не «поза», а «позиция». Сирано видел «высший свет не в том, что называлось высшим светом», и он «настаивал на этом как человек и как поэт». Выстраданная картина мира.
Вообще, с врагами удобнее. Они все черненькие: такими сами их выкрасили. Друзья – разноцветие, которое может резать глаз тому, кто привык всех красить черным, кроме себя, беленького и иже с ним. Дружба предполагает великодушие. Не всегда оправдание, но как минимум объяснение, основанное на понимании. Что не означает всепрощения – есть вещи, которые прощать нельзя. Но пока друга можно простить, его нужно простить. Это называется поступком в ответ на проступок. Проступков не бывает у зла: шло, шло и вдруг оступилось. У зла одна дорожка, с которой оно не сворачивает. Оступается добро. Вражда – прибежище мелкодушия. В нем укрываются от необходимости понимать и поступать. «Поступок – начало личности» – формула выдающегося психолога Алексея Леонтьева.
И естественнее для личности – не наживать врагов, а множить друзей. Друзья – это дар, а враги – «издержка отношений».
Да и Сирано адресует свои слова другу Ле-Бре, на которого опирается в жизни. Завоевывая дружбы, мы завоевываем мир без захвата. Он добровольно сдается добру и становится дружественным.
Пришвин сказал: мои книги – акт дружбы с читателем. Он писал только для друзей, даже если и не был с ними знаком. Весь секрет таланта не только в литературе. Бывают, конечно, книги для врагов. Но еще хуже книги ни для кого. Их адресату адресант заведомо отказал в праве быть личностью.
Чаще произносите слово «друг». Просто так. У вас же есть друзья. Не грех лишний раз вспомнить о них – про себя или вслух. И душа будет не тянуться, вслед за языком, по вертикали, а расти вширь, захватывая в свои объятия друзей. Старых и новых. Чтобы восхищаться друзьями и наслаждаться дружбой.
Колонка Владимира Кудрявцева в электронной газете "Вести образования"
На развитие сайта