Фото: 4youngmama.ru
Уильям Сароян однажды написал: «Я не верю в расы. Я не верю в правительства. Я вижу жизнь в единственном числе и в одном времени. Миллионы жизней одновременно, по всему свету. Младенцы, не умеющие говорить ни на одном языке, и есть единственная раса на земле, род человеческий, все остальное, то, что зовется у нас цивилизацией, ненавистью, страхом, жаждой власти — притворство. Но дитя есть дитя. Братство людей — в детском плаче».
Младенческий плач, да и все доречевые вокализации (гуление, смех и т.д.), важнее языка, который всегда национален. Язык «вписывает» человека в относительно небольшую группу людей и отсекает от большой, урезая образ мира до того, что можно на нем высказать. Национальный язык остается человеческим и человечным настолько, насколько материнская песня, спетая на этом языке, отзывается на плач ребенка. Тогда язык становится по-настоящему родным. Еще до знания и понимания, в переводе на первозданные эмоции. Результатом этого «перевода» является рождение смутных, но уже ключевых, смыслов. Только став родным, предельно личным и запредельно универсальным одновременно, язык приобретает для ребенка характер национального.
Значение слова всегда заново рождается в смысловом поле «обращений» (Ф.Т. Михайлов), в котором звучат голоса, как минимум, двоих, испытывающих потребность друг в друге, ищущих друг друга безотносительно к удовлетворению тех или иных утилитарных нужд.
Смысл ищет свое значение в форме единства общения и обобщения – В.Т. Кудрявцев
В октябре - декабре 2023 г. проф. В.Т.Кудрявцев прочитает курс «Развитие детской речи» в рамках магистерской программы «Психолингвистика речевого воздействия» в МГПУ (1 курс). Цель курса – представить картину развития речи ребенка в онтогенетической перспективе как социокультурного, психолингвистического, психологического и педагогического феномена.
Задачи курса: 1) сформировать у студентов представления о развитии детской речи с позиций культурно-исторического и деятельностного подходов в полидисципинарной оптике;
2) раскрыть студентам основные тенденции развития речи детей с точки зрения закономерностей общего психического развития ребенка;
3) ознакомить студентов с психолого-педагогическими формами поддержки развития детской речи.
18.10.2023 Лекция 1.
Детство – «языковая эпоха» Детская речь как культурно-психологический феномен. Речь в субкультуре детства. «Тайные языки детства»: что они скрывают и что открывают? Своеобразие психологического, психололингвистического и педагогического подходов к развитию речи. Онтолингвистика - полидисциплинарное направление изучения детской речи. Как меняется картина мира и своего места в нем с развитием речи. Генетические корни и основные тенденции развития детской речи. Деятельностная природа развития речи. Речь: от подчинения - к команде. Речь как управление чужим и своим поведением. Многообразие речевых практик ребенка. «Семейные детерминанты» речевого развития. Общение в группе сверстников и разновозрастных средах как условие развитие речи ребенка. Особенности развития детской речи в условиях «смешанной реальности» 21 века.
25.10.2023Лекция 2.
Детская речь: обращение, общение, обращение Речь как «обращение» (Ф.Т. Михайлов) к значимому другому. Единство общения и обобщения в детской речи. Развитие речи в детстве: диалоги с взрослыми – индивидуальная речь ребенка – полилог внутри человеческой общности. Планирование как способ речевой коммуникации. Аутокоммуникация как «речь Другого» (Ж. Лакан). Голосовая среда и становление голоса как атрибута «языковой личности» (Ю.Н. Караулов).
1.11.2023, 7.11.2023 Лекция 3.
Детская речь как продуктивный процесс Речь ребенка: вербализация сложившегося опыта или порождение нового? Речь, воображение и мышление ребенка. Развитие языковых обобщений: от грамматики к семантике. Творческий характер речи ребенка и ее саморазвитие. Речь и смыслопорождение. Понимание речи другого и активная речь ребенка – единый процесс. Рождение мотивации говорения: на пересечении речевых инициатив взрослого и ребенка. Диалектика мышления и речи в развитии ребенка.
8.11.2023 Лекция 4.
Слово в овладении социальной ситуацией развития Слово как конструктивный инструмент и маркер социальной ситуации развития. Речь как форма произвольного действия, способ порождения и выражения детской субъектности. Функции речи в психическом развитии и построении различных видов деятельности ребенка. Развитие грамматики, лексики, фонетики, семантики и экспрессии речи ребенка как субъекта деятельности. Роль речи в формирование детско-взрослой общности.
15.11.2023 Лекция 5.
Коммуникативные инициативы в младенчестве: от смысла – к значению Потенциал доречевого этапа в развитии речи. Плач младенца и стон животного - экспрессия двух форм отношения к миру (Гегель). Взрослый – инициатор общения в младенчестве. Феномен лепета. Переплетение смысла и значения в доречевых формах коммуникации. Встречные коммуникативные инициативы ребенка и их поддержка. Роль совместно-разделенного действия в развитии речи младенца.
22.11.2023 Лекция 6.
Развитие речи в раннем детстве: становление субъектной позиции ребенка Критика понимания детской речи как интуитивного подражания речи взрослых (В. фон Гумбольдт). «Деловое» общение со взрослым - основный источник развития речи в раннем возрасте. «Детские тайны» взрослого слова. «Лепые нелепецы» (К.И. Чуковский). Детское словотворчество как форма языкового обобщения. Язык как предмет детского экспериментирования со смыслами. Как смысловое чутье языка рождает значение слова. Словотворчество или речетворчество? Феномен автономной речи. Речевое опосредствование практического и образного мышления детей. Речь, самостоятельность и возникновение субъектности. Ребенок и взрослый: от ручного управления к вербальному. Развитие речи и формирование предпосылок самосознания. Роль малых фольклорных форм в развитии речи.
Лекция 7.
11.12.2023 Развитие речи в дошкольном возрасте и его амплификация Речь как средство интеграции ребенка-дошкольника в систему социальных отношений и ее расширения за пределами непосредственных контактов. Значение игры и продуктивных деятельностей в развитии речи дошкольника. Связь развития речи с воображением ребенка.
25.12.2023 – 30.12.23 Лекция 8.
Развитие речи в дошкольном возрасте и его амплификация Проблема эгоцентрической речи. Роль диалога в развитии речи дошкольника. Новые формы речевого общения в дошкольном возрасте. Функции художественного слова в развитии детской речи. Функции сказки в развитии речи дошкольника. Словесное творчество (свободное сочинительство) - амплификатор развития речи ребенка. Многообразие игрового опыта - условие развития речи. Продуктивные виды деятельности - недооцененный источник развития речи. Речь в развитии способности к построению и управления деятельностью в дошкольном возрасте.
30.12.2023 Лекция 9.
Развития речи на этапе завершения дошкольного детства и формы его психолого-педагогической поддержки Предпосылки возникновения письменной речи как формы адресации. Развитие речи как показатель психологической готовности к школе. Роль игр с правилами в развитии речи. Формирование детской речи в условиях развивающего дошкольного образования. Психологические трудности в развитии детской речи и способы их преодоления.
Лекция 10.
Развитие речи в процессе учебного исследования и художественной авторизации языка в начальной школе Языковая среда и язык как предмет учебной деятельности. Освоение языка в начальной школе как способ развития мышления. Учебно-исследовательская позиция в овладении родным языком. Учебные задачи, учебные действия и формирование субъекта учебной деятельности в развивающем языковом образовании (В.В. Репкин). Эффекты речевого развития в процессе разнопозиционного анализа художественного текста (с позиций читателя, теоретика литературы, писателя и читателя-критика) (Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская).
Основная и дополнительная литература, необходимая для освоения дисциплины: а) основная литература 1.
Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Сигал К.Я., Юрьева Н.М. Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводидактическом освещении. - М.: ФАНО России, Ин-т— М.: Ключ-С, 2014.
2.
Выготский Л.С. Мышление и речь. - СПб: Питер, 2017.
3.
Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2002.
4.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Институт психотерапии, 2001.
5.
Цейтилин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
6.
Чуковский К.И. От двух до пяти // Соч. в 15 т. - М.: Терра – Книжный клуб, 2001. Т. 2.
7.
Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: (Краткий очерк). - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
б) дополнительная литература 1.
Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. – М.: Сфера, 2012.
2.
Бибихин В.В. Детский лепет // Бибихин В.В. Слово и событие. - М. Университет Дмитрия Пожарского, 2010.
3.
Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» // Психологическая наука и образование. 1996. Том. 1, № 4.
4.
Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г., Иванова Е. А.. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард. – М.: Теревинф, 1999.
5.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.
6.
Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск: Пеленг, 1997
Занятия проводятся в Microsoft Teams. 28.10, 25.10, 8.11, 15.11, 22.11
Время: 17.10 – 21.30[/b]
7.11, 11.12, 25.12
Время: 17.10 – 20.00
30.12
Время: 9.00 -10.20, 10.30 – 11.50, 12.40 – 14.00
На развитие сайта