Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Добавить в Избранное: telegram-канал «Социальная режиссура»

  • Закладки: 
  • Просмотров: 365
  •  
    • 0


Сцена объединяет и уравнивает нас. Неважно, какого мы возраста, пола, статуса, уровня образования… В зале все становятся истинно равными. В воображении, в ожидании уже обрисован, образ предстоящего действия. Мы не прожили первые мгновения спектакля, но уже переживаем их через накатывающий восторг и предвкушение грядущего перерождения. Мы жаждем спектакля, как толпа на площади жаждет избавления от страха соприкосновения с неизвестным.

Напряжение последних минут перед началом спектакля настолько велико, что, если правильно угадать момент и один раз хлопнуть в ладоши, зал взорвется аплодисментами, требуя выхода актёров на сцену. Аплодисменты должны быть достаточными, чтобы зал слился в едином восторге разрушения прежнего мира, стёр границы между партером и сценой. Аплодисменты сродни битью витрин и автомобилей вовремя уличных волнений. Грохот погромов – аплодисменты вещей (Э. Канетти), погасший свет и распахнутый занавес – тихие аплодисменты самого спектакля, завладевшего залом. Так же на «свечке» в детском лагере вместо хлопков трут ладошки, чтобы поощрить откровенность, с которой дети делятся своими переживаниями.

Театр – безопасный симулятор жизненных обстоятельств. Он позволяет пережить те страхи, от которых мы совершенно обоснованно прячемся в обособленных мирах наших домов. Измена, предательство, война, травля. Спектакль даёт нам возможность заглянуть в глаза смерти, и выпить по этому поводу шампанского в антракте. Оказывается, нам необязательно проживать смерть, оставляя будущее непроглядным. Мы можем успокоить себя посмертными почестями и вечной памятью в поколениях своих предков, ведь именно это мы только что пережили вместе с актёрами. «Мы живы, пока нас вспоминают» (М. Метерлинк).

Человек далёкий от внутренней жизни театра удивился бы, обнаружив, что за кулисами протекает такая же бытовая жизнь, таких же людей, только актёров. Те же скабрезности, те же пороки. Актёры, только что исполнявшие роли Пса или Кота в «Синей птице», как ни в чем не бывало, курят в актёрском фойе спустив до пояса шкуры своих тотемных животных. Сахар сидит в телефоне, а Огонь закладывает за воротник, «чтобы ярче гореть» (С.А. Есенин). Но вот по закулисью проносится голос помрежа, и все они, подтягивая чулки и разгоняя сигаретный дым из накладных усов, длинной вереницей идут за Синей птицей, а зритель покорно идет за ними, потому что сам он её (птицу) не найдёт. Он ни разу не ходил за ней. В его представлении птица – это голубь... Синяя птица, неуловима по своей природе. Схватить её за хвост можно только если взять за руки Тильтиль и Метиль, стать звеном в длинной веренице. Мы еще не видели, не знаем, не проживали, но теперь можем пережить.

Гамлет в толпе (Юлий Айхенвальд), точнее, в публике, которая выходя из зала сливается с толпой.

Социальная режиссура (В.Т. Кудрявцев) – способ овладения недостающим опытом, через идеальные, безопасные и окультуренные условия спектакля. За пределами театра нас может травмировать ошибка в человеке. Сидя в зале, мы с готовностью предаемся ошибкам. Мы симпатизируем очаровательным негодяям и аплодируем харизматичным злодеям. Находя вместе с актёром оправдание злодейству, мы можем примерить его на себя и заранее определиться с приемлемостью этого оправдания. Здесь мы принимаем поспешные решения в незнакомых ситуация и переживаем горечь от последствий этих решений. Но они (последствия) остаются в зале, они не уходят с нами домой и не наносят вред нашим собственным повседневным ролям. Ситуация спектакля становится для нас новой социальной ситуации развития (Л.С. Выготский). Находя пути взаимодействия с миром/спектаклем, мы можем пройти ими по реальным, непроторенным дорожкам наших отношений с окружающей действительностью. Социальная режиссура – модель человеческих взаимоотношений (В.Т. Кудрявцев).

Почему мы находим возможным выстраивать отношения опираясь на опыт вымышленных персонажей?

Кто нам эти герои? Кто эти актёры? «Что ему Гекуба?...». Зайдя за кулисы спектакля «Война и мир» одного из московских театров, вы поразитесь обилию неуместного сквернословия, на котором разговаривает голубая кровь. Русская аристократия в белоснежных мундирах, дамы в вечерних платьях и корсетах, даже Наташа Ростова отвешивает крепкое словцо стряхнув пепел в банку от дешевого кофе. Откуда, казалось бы, среди этих людей возьмётся герой достойный подражания? Отвечая на этот и выше поставленные вопросы, нам зрителям не стоит недооценивать собственного вклада в спектакль. «Спектакль – не совокупность образов, но общественные отношения, опосредованные образами» (Ги Дебор). Актёр не в себе находит героя, не выращивает его в вакууме репетиций. Актёр слушает зал, и находит его в зале.

Зритель в свою очередь откликается на изучение и воплощение себя в том или ином персонаже. Таким образом поиск героя обоюдный процесс, который можно свести к формуле: мы ищем\создаём героя, а находим\создаём себя.

Социальная режиссура не просто отвечает на недостаток жизненного опыта, но и выуживает из застывшей зрительской массы героя способного откликнуться на новые модели поведения, которые задаются одарённым актёром одарённому зрителю.

Более полвека назад, в 1967 г. философ и режиссер Ги Дебор издал свою провидческую (правда, уже тогда диагностическую) книгу "Общество спектакля". Все эти полвека мир на разные лады раскручивает сценарий Дебора. Он пишет:

Современное общество в облике спектакля захватило уже все континенты; даже там, где ещё не имеется должной материальной базы, спектакль раскинул свои тенета. Общество спектакля диктует программу правящему классу и участвует в его формировании. Подобно тому, как оно предоставляет псевдо-блага для их вожделения, оно предлагает местным революционерам фальшивые модели революции. Спектакль с бюрократической моделью власти, довлеющий над некоторыми индустриальными странами, на самом деле, является неотъемлемой частью всемирного спектакля – одновременно его псевдо-отрицанием и опорой.


Возникает конфликт между обществом спектакля (Ги Дебор) и обществом социальной режиссуры (В.Т. Кудрявцев).

Через театральный опыт, в том числе, собственный, ребенок и подросток способны обрести те жизненные смыслы, которые не даны в опыте повседневном, но благодаря театрализации позволяют включить повседневность в необыденный мир собственной Личности.

Актер, режиссер, продюсер, педагог и психолог Егор Вадов открыл telegram-канал «Социальная режиссура»: https://t.me/Socialdirecting

Подписываемся, читаем, осмысливаем, комментируем, играем!




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Октябрь 2024 (33)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Июнь 2024 (42)
Май 2024 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх