Валентина Александровна Сперантова
120 лет назад, 24 февраля 1904 г. в подмосковном Зарайске родилась великая детская актриса
Валентина Александровна Сперантова.Она запомнилась не только «всесоюзной бабушкой» для нескольких поколений советских детей, но и «всесоюзной внучкой», точнее, «внуком».
На шестом десятке она сочетала в своем репертуаре роли бабушек и внуков. Галерея мальчиковых ролей Сперантовой внушительная - от Джо Гарпера из «Тома Сойера» до Чиполлино. Эти роли разделяет 30 лет (1925 и 1955, соответственно). Ближе к Чиполлино грибоедовская княгиня Тугоуховская и гоголевская Коробочка.
Отчаянные, задорные, веселые мальчишки Сперантовой ввели в заблуждение самого Бернарда Шоу. Приняв актрису за мальчика, после спектакля драматург подошел к ней и потрепал по щеке. Каково же было его удивление и смятение, когда он узнал, кто перед ним. Как джентльмен, Шоу нашелся, припал на одно колено и поцеловал Сперантовой руку. К слову, обаятельная и женственная актриса пользовалась вниманием у мужчин.
Она умела по-мальчишески свистеть «в два пальца», могла оглушительно свистнуть уже именитой актрисой где-нибудь на репетиции, в шутку, конечно.
В своей последней телекинороли 73-летняя Сперантова с ветерком гоняла по деревне на мотоцикле без дублера, когда до ухода оставалось меньше года.
Время беспощадно, и пришлось «переключиться» на бабушек. Именно из-за внуков - Джульетт порой в этом возрасте продолжают играть, если играется. И тут пришлось сменить один уникальный, стопроцентно узнаваемый голос на другой. Вернее – голоса. Ведь большая часть ролей была сыграна Сперантовой на театральных подмостках (в родном Центральном детском театре она прослужила 34 года, до этого – около 20 в ТЮЗе). В кино начала сниматься сравнительно поздно, в небольших, а то и эпизодических ролях. Большая часть советских детей узнавала ее по голосу, который сам себе был «театром одного актера» - со своей драматургией, режиссурой, неповторимой манерой игры: озвучивание мультфильмов, радиопередачи и грампластинки. Один из голосов нашего детства, который передавался из поколения в поколение детей, объединяя наше и их детство.
Прямой переход из внуков в бабушки оказался органичным (для зрителя - для актрисы драматичным, хотя она и была подготовлена к нему прежними ролями). Таким же органичным, как любовь бабушек и внуков, где у детей дистанция в отношениях порой меньше, чем с родителями, где детям многое прощается, где не скрывают своего обожания, где можно полностью раскрыть душу.
Все это звучало в голосах бабушек Валентины Сперантовой, в которых всегда слышался отзвук счастливых голосов внуков. Идеальное присутствие людей, поколений друг в друге, о котором пишет психолог, мой друг Вадим Петровский. Первый и решающий шаг к бессмертию.
Присутствие и участие.
Участие, на которое способны только бабушки, довольствующиеся одним присутствием внуков. Конечно, и дедушки. Но бабушкам повезло с Валентиной Сперантовой чуть больше.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта