Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Не в деньгах учительское счастье, а в свободе от административного диктата для самореализации и развития

  • Закладки: 
  • Просмотров: 187
  •  
    • 0

Александр Изотович Адамский


Научный руководитель Института «Эврика» Александр Адамский в программе «Поток» на радиостанции «Говорит Москва» – о бюрократической нагрузке учителей и о том, что с этим делать. Публикуем изложение разговора.

– Александр Изотович, скажите, пожалуйста, каким образом получилось, что учителя оказались настолько бюрократически загружены, что в это дело вмешался глава государства?

– Это произошло вследствие тенденции усиления тенденции тотального контроля в системе. На каком-то этапе контроль стал чуть ли не доминирующим механизмом управления школой. Эта вера во всесилие контроля, во-первых, очень сильно влияет на атмосферу в школе. Во-вторых, она действительно зачастую не даёт (об этом очень многие эксперты и депутаты говорили) учителям заниматься детьми – просто не хватает времени. Ну, и, в-третьих, это ещё имеет педагогический эффект, потому что снижается качество образования, а также не развивается способность самооценки, самоконтроля у детей.

Я думаю, что изначально тот сигнал, который сейчас посылает руководство, связан прежде всего с тем, что заметно снижается качество образования. Меня, например, очень волнует снижение качества обучения физике, другим предметам естественно-научного цикла. Это очевидно: меры контроля усиливаются, а качество не повышается, а, наоборот, снижается. И не нужно быть «семи пядей во лбу», чтобы связать эти два процесса. Я думаю, что изначально в этом причина поручений о снижении административной нагрузки.

– Эта бюрократическая нагрузка появилась потому, что, условно, чиновники от образования требовали отчётов и заполнения документов, невзирая на тот результат, который показывают дети и сами педагоги по качеству образования, то есть важно отчитаться, и поэтому педагогов загрузили какой-то ненужной бумажной волокитой? Или произошло сокращение штата людей, которые должны были за эту бюрократию отвечать?

– Не думаю, что вторая причина существенная. Мы очень много лет говорим о том, что информатизация, цифровизация, внедрение компьютеров, а теперь и искусственный интеллект должны разгрузить работников всяких сфер, тем более образовательной, от рутинной работы. Но получился парадокс: внедрение компьютеров, информатизация, цифровизация дополнили ту ручную отчётность, которую и так делали школы и учителя. Диктатура показателей привела к тому, что суть вопроса – собственно, образование, педагогика, учебная деятельность, образовательная деятельность, воспитание, социализация детей – отходит на второй план, а отчётность, борьба за показатели, «показательное соревнование» регионов, муниципалитетов, школ, даже учителей – у кого больше 100-балльников, призовых мест на конкурсах, у кого лучше успеваемость и т.д., сколько мероприятий кто провёл, какой охват учащихся этими мероприятиями – вот эти вещи вышли на первый план. Это называется «паровоз для машиниста, а не для пассажиров». Сами показатели вышли на первый план, мотив быть передовиком сдвинулся на самоцель, контроль стал основной методологией управления, что неизбежно привело к усилению этой административно-педагогической нагрузки. Я бы обратил внимание на ту формулировку, которая прозвучала в новостях – обеспечить нормативную базу уменьшения административной нагрузки. С одной стороны здесь как-бы обозначается источник перекоса – нормативная база. Нов этом есть и парадокс: мы административную нагрузку пытаемся снижать административными инструментами. И здесь очень важно посмотреть на сам проект будущего административного акта, кому будет адресовано это ведомственное распоряжение, самим органам управления?

– То есть формальное выполнение этих требований сведётся к тому, что отчёт надо будет писать не на 3-х листах А4, а на одном листе А4?

– Вы абсолютно правы, это вполне возможно. То есть одно порождает другое. Борьба с административной нагрузкой может породить административную нагрузку отчетности борьбы с административной нагрузкой. Поэтому здесь весь вопрос в том, какова будет природа этой нормы? Возможный вариант, за который я, например, выступаю – перенос акцента на самостоятельность школ, а не на контроль вышестоящих организаций над школами. Тогда, возможно, и мотивация учителей, директоров, коллектива повысится, если от них будет что-то зависеть, атмосфера улучшится, и наконец-то высвободится время для занятия делом – ведь это же основной момент.

– Насколько снижение именно бюрократической нагрузки способно улучшить настроение людей в педагогической сфере? Ваши коллеги отмечали, что во многом дефицит кадров в школе связан с боязнью именно бюрократической нагрузки и того, что учитель как бы фактически бесправен, ему нужно постоянно отчитываться. Задор молодого педагога «Я хочу учить детей» быстро проходит, потому что требуется вообще не это.

– Вы абсолютно правы. С конца 80-х годов мы ведём анализ мотивации прихода в школу и ухода из школы.

Я прекрасно помню дискуссию, которая велась примерно в 1988–1989 годах и четыре причины, по которым молодые учителя уходили из школы, это были данные Владимира Собкина, выдающегося психолога и социолога образования. Основная причина – сильное административное давление, бюрократизация и отчётность, а только на втором месте – уровень заработной платы. На третьем месте, кстати, слабое материально-техническое обеспечение. С той поры прошло уже около 35 лет. На первом месте по-прежнему стоит административное давление, оно просто выдавливает молодых учителей из школы. Потому что человеку на любом рабочем месте, в том числе на учительском, нужна самореализация. Ему нужно, чтобы от него что-то зависело; чтобы от него ожидали не только выполнения команд, которые спускаются сверху, и отчётности о том, как он выполнил ту или иную команду. Человек пытается развиваться.


И это, кстати, видят дети. Они берут пример, они «снимают», так сказать, способ жизни, и он сегодня не самый лучший.

Татьяна Волошко,
главный редактор газеты «Вести образования»

www.eurekanet.ru




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Май 2024 (24)
Апрель 2024 (35)
Март 2024 (61)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх