Фото: 4tololo.ru
Труд создал человека, - это очевидно. Из кого, - вопрос. Во всяком случае, есть люди, на челе которых проступает печать превращения обезьяны в нечто более человекообразное без всякого труда.
Мне ближе тезис Гегеля о самопорождении человека в труде. Без него не было бы Маркса. Значит, Маркс трудом собственной мысли произошел от Гегеля. С этим фактом историки философии спорить не станут.
Но тут чего-то не хватает.
Создав в нечеловеческих трудах человеческие условия жизни, в том числе, и самого себя, «почти человек» присел отдохнуть. Присел и вдруг увидел: вокруг-то весна, май! Не страда, не «пора!». Просто весна, просто май! И почувствовал, что внутри - то же самое: просто весна, просто май! Просто человеческая душа.
Просто чудо. Ведь «чудеса» архаических магий – вовсе не чудеса. В архаике – это повседневность, циклически повторяющийся образ жизни. Ритуализированный «День Сурка», растянутый на тысячелетия. А тут настоящее чудо!
Это открытие приблизил труд, который перестал быть антропологической каторгой, и превратился в то, что вместе с природой творит май, весну, цветущие сады в мире и в душе.
Вот тогда от «почти человека» отпало, как хвост (довольно тяжелый и неудобный), это «почти».
Николай Рерих в одной из своих заметок писал о «желанном празднике труда».
Одно дело – трудиться, другое – праздновать, третье – желать.
Счастливого весеннего совпадения всего этого вам, дорогие друзья!
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта