Артур Владимирович Петровский с супругой Иветтой Сергеевной. Фото из семейного архива Петровских
Тахир Базаров: Кратко и подробно про Артура Владимировича сегодня мало, кто способен написать или сказать.
После одной из защит кандидатских диссертаций (конец 1970-х) мы оказались рядом за столом импровизированного банкета. А.В. прищурился и спрашивает: «Я правильно понимаю, что на том конце стола лучший из всех возможных коньяков — грузинский коньяк «Энисели»?
К сожалению, я в этот день буду далеко от Москвы, но душой вместе с вами и теми из моих учеников и магистрантов, которые получили эту информацию (о юбилее А.В.Петровского. –
Сайт В.К.), и, думаю, что будут. Почему? Потому что большинство из них заинтересовано в слове, которое имеет отношение ко всем временам и ситуациям. В слове человека, который точно знал, что есть лучшее из всего, что есть. И не только «за этим столом».
Владимир Кудрявцев: Чудесно, Тахир! Потому что есть лучшие из людей, в том числе, из людей, точно знающих о лучшем из всего возможного. Против таких реклама и маркетинг бессильны, бессмысленны и просят пощады. А у А.В. язык моей любимой Викторианской Англии.
Тахир Базаров: Атмосфера Викторианской Англии воспроизводилась всякий раз, когда встречались Артур Владимирович Петровский и Галина Михайловна Андреева. Всем было понятно, что это небожители. И совсем не по тому, что имели какой-то статус (ранг в иерархии), а потому, что имели особый статус (неоспоримое преимущество в высказывании своей точки зрения).
То, что я мог наблюдать — это заседание кафедры социальной психологии, на которое приглашался А.В. Сегодня трудно представить себе, чтобы Президент Академии (на тот момент она называлась Академией педагогических наук) на заседании кафедры выступил со своей
идеей. Идеей не политической и «смыслонаправляющей», а с
научной. Он так и начал: «У меня сегодня не парадный доклад...». Это был определенный намек на то, что докладчик готов к дискуссии.
Это была идея иной интерпретации феномена конформности. Именно в дискуссии по этому (я считаю историческому) докладу прозвучали ставшие теперь знаменитыми метафоры, используемые в социально-психологическом тренинге. Артур Владимирович (и здесь они были едины с Г.М.Андреевой) высказал сомнение по поводу целесообразности таких методов воздействия как социально-психологический тренинг, аргументируя это словом «стриптиз». На что сидевшие в аудитории Л.А.Петровская и А.У.Хараш в один голос возразили, что тренинг это не «стриптиз», а «баня», в которой нет деления на тех, кто раздевается и тех, кто наблюдает. Раздеваются все!
Не думаю, что академики легко согласились с данной точкой зрения и особой картиной мира. Но Викторианская атмосфера в том и состояла, что изучение и применение активных и интерактивных форм группового обучения и развития получили понимание и поддержку. А главное, — развитие.
В случае с А.В. и Г.М. напрашивается мысль о том, что величие наших учителей состояло не только в корпусе тех идей, которые они волшебным образом предложили, но и в той уникальной атмосфере, в которой рождались стихи, таланты и возможности.
Артур Владимирович Петровский с супругой Иветтой Сергеевной. Фото из семейного архива Петровских
4 – 5 мая 2024 г.
На развитие сайта