Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Кто не спрятался — я не виноват. О фильме Анны Зайцевой «Я иду играть»

  • Закладки: 
  • Просмотров: 311
  •  
    • 0

Кадр из фильма «Я иду играть»


17.06.2024

Оригинальное название фильма — «#Blue_Whale». Прямая отсылка к группам смерти «Синие киты», в которых взрослые «кураторы» культивировали смерть, втягивая в свои жестокие игры подростков. Об этом много писали СМИ, появился еще один фильм на схожую тему — «Белый список» Алисы Хазановой.

Неудивительно, что картина Анны Зайцевой, погружающая нас в теневые пространства даркнета, снимается в формате screenlife, которым уже не один год неотвратимо увлечен автор «Дозоров» Тимур Бекмамбетов. Он полагает, что человечество окончательно эмигрировало в онлайн-пространство: там вершатся судьбы, творятся экономика и искусство. Судьбы соединяются, связи разрушаются на экранах мониторов и гаджетов. Новости получаем из соцсетей и мессенджеров. И кино, как считает Бекмамбетов, может развиваться полностью на экранах телефонов и ноутбуков. Фильмов снято уже довольно много, самый удачный из них «Профайл» по книге Анны Эрель «В шкуре джихадиста», которая посвящена расследованию деятельности запрещенной в России террористической организации ИГИЛ. Фильм получил приз зрительских симпатий. И в России не вышел не по цензурным причинам. Просто все было на экранах компьютера и телефона на английском языке. Дублировать такое кино практически невозможно, переснимать дорого.

Новая картина — история старшеклассницы Даны (Анна Потебня), убивающейся из-за потери младшей сестренки Юли, с которой ссорилась, которую дразнила, которую любила. И вот Юля бросилась под поезд. Некто снял эту жуткую смерть и теперь вирусный ролик гуляет по соцсетям.

Дана решает найти виновных. Она открывает в компьютере сестры ее тайную страницу в коллективной «группе смерти», своего рода игре на выживание. Куратор игры в смерть — некая Ада Морт, лицо которой скрыто страшной черно-белой маской с изъеденными зубами, маской смерти. А на мониторе Даниного компьютера видим, как подростки режут себе руки, бросаются вниз с крыш многоэтажек, падают под поезда.

Ради сестры Дана решает включиться в игру, начинает выполнять дикие задания, которые дает куратор.

По правилам — 21 задание в течение трех недель, каждое из которых становится все более жестоким. Все больше изолирует участников «игры» от друзей, близких. Культивирует в них обидчивость, чувство одиночества, отсутствие смысла в жизни, «когда тебя не понимают и не любят». Оказывает разрушительное действие на хрупкую подростковую психику. А с разрушенной психикой можно делать что хочешь. Хитрая манипулятивная игра, доводящая юного человека до суицида, со своими прописанными неправедными правилами.

В какой-то момент куратор проникает не только в личную жизнь Даны, но в ее квартиру, в ее компьютер. Теперь реальная смерть угрожает маме, ближайшей подруге. Теперь цена шантажа — жизнь близких, равноценная смерти Даны.

Понятно, что Анна Зайцева нарушает правила скринлайфа, очевидно, что часть съемки — это не телефон героини. Камера, мизансцена, свет, изображение в фокусе — все работает более свободно. И, на мой взгляд, это не разрушает правдоподобия происходящего. Скорее это микс скринлайфа и обычного кино. С одной стороны — поиск изображения по картинке, сайты и запрещенные сети, открывающие тайную темную сферу Сети, характерные звуки мессенджеров, когда твой визави пишет тебе сообщение, поворачивающее сюжет на 180 градусов.

С другой стороны, выверенная съемка, но с использованием минималистичных средств. Без долгих диалогов, рваный ритм, игра крупных планов (здесь отметим отличную работу Екатерины Стуловой, сыгравшей маму героини, потерявшей одну дочь и пытающуюся пробиться к другой, буквально на глазах «исчезающей в Сети»).

Главная мысль, которая подспудно высвечивается в фильме, — детям не хватает диалога. Честного, бескомпромиссного, доверительного разговора с родителями — без страха и упреков.

В подобных сообществах дети ищут взаимопонимания, признания своей уникальности, отдельности. Кроме того, их притягивает тайна. Они из последних сил пытаются доказать, что достойны войти в «союз избранных» в загадочный «Сад камней», в рай «Тихого дома». Им кажется: тогда они точно не будут одиноки.

Лариса Малюкова, обозреватель «Новой газеты»

Новая газета




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Фильм «Царь» - оптимистическая трагедия?
09-01-2010
Фильм «Царь» - оптимистическая трагедия?

«Особо опасен» - психологический экшн
08-07-2008
«Особо опасен» - психологический экшн

Ирония судьбы: чудо - одноразово, счастье остается навсегда
06-01-2008
Ирония судьбы: чудо - одноразово, счастье

  • Календарь
  • Архив
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Ноябрь 2024 (14)
Октябрь 2024 (37)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Июнь 2024 (42)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх