Татьяна Николаевна Янишевская
Ровно 30 лет назад ушла моя мама –
Татьяна Николаевна Янишевская.Ушла – и оставила все необходимое, чтобы жить дальше не только мне, но и всем, кого я люблю. Я почти в ее возрасте, но далеко не израсходовал тот ее (и, конечно, папин) смысловой заряд, который движет моей душой и всеми теми делами, куда я ее, по мере сил, вкладываю. И эту меру, для меня высшую и безусловную, тоже определила мама. Я продолжаю оставаться сыном моих родителей и учеником моих учителей, с которыми они дружили. Мама бесконечно доверяла мне, а я ей. И это взаимное доверие позволяло нам быть одним целым, которым мы остаемся поныне.
Сегодня я весь день вспоминаю случай, который произошел здесь, на даче, где я пишу эти строчки. Мне годика 4. Летний вечер, но еще солнечно. И вот по улице с московской электрички возвращается мама. Я и в Ашукино, и в Москве всегда ждал маму с замиранием сердца. Не ради того, что она мне привезет, а просто ждал. Но тут она привезла – и такое!
В ее руках была связка разноцветных воздушных шариков: я никогда не видел столько много даже там, где их надували и продавали. Я выскочил за калитку, и мама, сияя от моего радостного смятения, протянула связку мне. Я потянулся и… выпустил шарики. Они взмыли в небо, проскользнув между кронами берез и тополей. Я заворожено смотрел на устремляющиеся ввысь шарики и вдруг горько расплакался, хотя плакал крайне редко. Помню до сих пор, хотя прошло уже почти 60 лет. На фото примерно то самое место, где это произошло, только деревья со стороны улицы порубил поссовет (наши, участковые почти все на месте).
Дело было не в шариках. Мамино чудо выскользнуло из моих рук. Но осталась мама, которая меня быстро утешила. Мама, главное чудо.
А что шарики? Ну, походил бы я с ними по улице, ну, удивил бы друзей. Ну, привязал бы к террасе, чтобы несколько дней реяли над домом (это и вправду было бы здорово!). А потом бы они сдулись или полопались. Все бы чудо скукожилось и было бы выброшено. Это было бы еще печальнее. Впрочем, в детстве таких печалей не замечаешь.
Прекрасное мгновение, которое я не смог остановить, совпало с моментом передачи шариков из маминых рук в мои. А в своих объятиях меня нежно сжимало чудо, которым я все еще живу, которым все еще дышу, потому что люблю.
И еще. Мне несколько раз доводилось извлекать из инфраструктурных ловушек московского дома угодивших туда голубей и выпускать их в распахнутое окошко. Представляю, какой стресс испытывали эти бедолаги. А меня охватывала радость мгновения чуда жизни, выпущенной на свободу.
И я всегда вспоминал мамины шарики.
Владимир КудрявцевАшукино, 29.08.2024
На развитие сайта