Фото автора
Первое сентября не бывает второй свежести, даже если оно падает, как в этом году, на второе. Первое - оно же последнее.
Потому что
образование не бывает второй свежести. Не бывает таблицы умножения и таблицы химических элементов второй свежести. Очень давно философ Э.В.Ильенков написал статью со странным названием «Пройдена ли таблица умножения?» - по другому, но близкому поводу. А таблица Менделеева постоянно обновляется. Дело не в таблице: лежащий в ее основе периодический закон - всегда первой свежести.
Перефразируя того же Воланда, можно сказать:
свежесть, свежесть, свежесть и свежесть, вот что должно быть девизом всякого учителя. Всякого педагога.
А всякий педагог знает, как трудно сохранить эту свежесть хотя бы на первые недели сентября. Уже за этот срок
учение успевает превратиться в учебу. Образование - скоропортящийся продукт. Вовсе не потому что оно «не успевает» за временем. Хорошее образование, в первую очередь, фундаментальное – всегда «впереди времени». Его создавали люди, творцы его содержания и форм – ученые и учителя, которые смотрели в далекую даль. Для учеников, которые еще не родились. И, может, даже не родятся, но родятся какие-то другие. Для грядущего, а не календарного будущего, говоря словами моего коллеги и друга психолога Тахира Базарова. Грядущее зрело в творцах. И не только науки и образования:
Я помню все в одно и то же время,
Вселенную перед собой, как бремя
Нетрудное в протянутой руке,
Как дальний свет на дальнем маяке,
Несу, а в недрах тайно зреет семя
Грядущего...Анна Ахматова. «Творчество»
Понятен призыв Д.Б.Эльконина: «Вперед к Выготскому!». Вперед к Пушкину! Вперед к Гомеру! Вперед к Лейбницу! Вперед к Дарвину (главное, чтобы не назад)!
Вперед к себе и к детям! Девиз педагога можно сформулировать и так.
Свежесть первозданного сентября, весны образования – как ее удержать? Что говорить обо всем учебном годе! Это по силам лишь педагогическому таланту, который всегда свеж. Порой свежее души ребенка, который уже закормлен педагогической осетриной второй свежести, и от первого сентября ждёт только встречи с друзьями. Новые учебники перестали волнующе пахнуть, как мандарины – перед Новым годом. А может, что-то с обонянием нашей души? С самой душой – пресыщеной и уставшей, хотя только вернувшейся с каникул? В полной уверенности, что «с нами ничего не происходит и вряд ли что-нибудь произойдет»?
Владимир Кудрявцев
Только педагог (а не Пушкин сам по себе) может пошатнуть эту уверенность в «усталых» после лета детях, но, прежде всего, в самом себе. И что немало важно – в родителях, измученных за август «сборами в школу», которая требует от семьи с каждым годом возрастающих душевных затрат и финансовых «растрат», с тревогой всматривающимся в будущий учебный год. А для этого учеников учителю еще нужно заслужить, завоевать (как и воспитанников – воспитателю). Они не приходят в школу готовенькими, когда наступил срок. Иметь учеников – высшее счастье учителя, профессора, наставника. А так – в лучшем случае, «обучающиеся», в худшем – делающие вид. «Мои ученики, мои воспитанники» - это так гордо звучит и так редко бывает! Я предпочитаю говорить
«мои студенты», «мои магистранты», «мои аспиранты» - скорее, не из скромности, а из осторожности. Пусть позднее сами скажут, подумав, чьи они ученики. Мне повезло: у меня были столь блистательные учителя, что я сразу осознавал себя их учеником. И поныне остаюсь им, делясь своим ученичеством с теми, кого учу (стремлюсь научить).
Постоянное противоречие между уверенностью в том, что со всеми «вряд ли что-нибудь произойдет» и неопределенностью: «Что день грядущий мне готовит? Его мой взор напрасно ловит, в глубокой мгле таится он». Легко объяснимое противоречие. Если ты привык проживать жизнь одним «Днем сурка», которого пробуждают от спячки (да еще ждут «предсказаний»), как детей и взрослых - от летних каникул и отпусков, от тебя все зависит не более, чем от сурка Фила.
«Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?» В грядущее, в златой сентябрь, в весну образования.
Но ее можно со-творить только самим. И продлить на весь учебный год. На всю долгую и счастливую жизнь, которая учебными годами, семестрами, триместрами и пр. не измеряется.
Чего и хочется от души всем пожелать.
Владимир КудрявцевАшукино
1.09.2024
На развитие сайта