Александр Масляков и Ян Гельман*
Ушел
Александр Васильевич Масляков и унес собой эпоху – веселых и находчивых. Хотя его эпоха уже ушла и унесла с собой Маслякова.
Эпоха чуть рискованно веселых и элегантно находчивых уступило место времечку-безвремечку мрачных и пронырливых, как мыло. Они и есть мыло. И не только на сцене, не только в телевизоре, хотя давно его засидели, вскользнув туда по случаю. И телевизор стал местом, куда проникают даже не без мыла. Просто мыльным складом.
Да, конечно КВН не мог оставаться самодеятельным клубом и стал гигантской шоу-машиной – по мере развития телевиденья, с дрейфом общества во времени. КВН-культура давно распространилась по стране раньше: конкурсы проводились даже в школах, не говоря уже об институтах. Команд еще не было. Юные люди просто собирались пошутить, но не просто для себя, а для многих. В телевизоре шутилт для всех. А чтобы шутить для всех, нужен профессионализм с сохранным духом спонтанной самодеятельности: иначе, шутка не уйдет в мир.
У Масляковского КВНа это получалось. Шутки не только приходили в клуб из жизни, но и уходили в жизнь. С командами работали профессиональные даровитые авторы. А что, нужны профессиональные и бездарные? Просачивались и такие. Но и этим КВН не расторгал связи с жизнью. А сколько прекрасных людей КВН вытащил в жизнь, а не на одно лишь ТВ?
Масляков не придумал КВН, это сделали другие. Но на его голос собирались шутить так, чтобы слушала вся страна. Он был духом КВН, которым тот дышал. А не просто ведущим, хотя ведущим он был идеальным, выдающимся.
Реинкарнация КВН в новых формах через 13 лет молчания стала его второй эпохой. Она продолжалось со второй половины 1980-х где-то до начала 2010-х. Как минимум, четверть века. Это был совсем другой КВН, но КВН Масляковский.
Видимый-невидимый император КВН. Все взрывались от шуток участников команд, но смотрели на Масялкова, на его сдержанную улыбку. Он оставался мягкой, деликатной, но сверхнадежной основой клуба. И дарил надежду и веру всем, кто играл, потому что любил их. Казался везуничком, обласканным и почитаемым всеми, а его лупили, как могли (теленачальники, хозяева каналов). Он не подвал виду. За ним был КВН. Команды сменяли друг друга, а он оставался, чтобы дарить надежду и веру в себя талантливым людям, которые в этом больше всех нуждаются. Он и был КВН.
Мы начинаем КВН. Для чего, для кого? Сейчас это самый сложный вопрос. Песенка-гимн отвечает. Но настоящий ответ знал только Александр Васильевич Масляков.
И, кзалось, почти не старел. Потому что это был ответ молодого человека.
Мы не кончаем КВН. Для кого?
Владимир Кудрявцев*Ян Альбертович Гельман - уникальный человек. Член двух чемпионских составов из двух эпох КВН (оба одесские): "Деловые люди" (70-е гг.) и "Джентльмены" (1980-е). Позднее работал над популярными передачами "Голубой огонек", "Утренняя почта", "городок". Трагически погиб 12 лет назад. Убит на Приморском бульваре в Одессе.
На развитие сайта