31 августа 2024 г. исполнилось 94 года со дня рождения выдающегося отечественного психолога, педагога и мыслителя
В.В. Давыдова (1930-1998). В 2022 г. НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» (г. Казань) выпустил сборник:
Давыдов В.В. От развивающего обучения к развивающему образованию. Избранные «РО»ритеты / Ред.-сост. В.Т. Кудрявцев. В него вошли малоизвестные работы ученого. Публикуем вводное слово В.Т. Кудрявцева.
Пусть будет Школа!
(вместо предисловия)
На свете нет учителей – только ученики.
Конфуций
Перед Вами, уважаемый читатель, первая из подготовленных нами книг, в которой классик науки о «человеческом в человеке» и подвижник развивающего образования (РО) психолог, педагог, мыслитель академик РАО Василий Васильевич Давыдов (1930-1998) предстает как «знакомый незнакомец» (вторая выйдет в издательстве Московского государственного психолого-педагогического университета). Дело не только в том, что в оба издания вошли «РО»ритеты – «малотиражные», малоизвестные, полузабытые, забытые, а то и вовсе не прочитанные сегодня работы Давыдова. В эпоху Интернета понятие «библиографическая редкость» почти утратило смысл. Почти. Нас порой сдерживает не недоступность источника, а степень нашей готовности его найти, прочитать и обдумать, совершив при этом
открытие, возможно, способное произвести маленькую революцию в мышлении.
А творчество В.В. Давыдова ждет своих открывателей – даже в том, что давно издано и, казалось бы, хрестоматийно известно. Не говоря о прочем. Мне посчастливилось знать Василия Васильевича с детства (он был ближайшим другом нашей семьи), учиться у него в юности, работать вместе с ним в молодости. Мною много написано о нем и о созданном им. Но, готовя книги к изданию, я снова и снова с восхищением и вдохновением чувствовал себя открывателем, первопроходцем, заступившим на terra incognita. Я продолжал брать удивительные уроки у своего Учителя. Потому что дорос до тех настоящих вопросов, на которые мог бы ответить только он. В этом парадокс ученичества: такие вопросы возникают, когда учителя уже уходят. И мы вынуждены, как можем,
думать сами. Это и есть главный урок мышления, который мы получаем от учителей, правда, в их отсутствии. А может, в максимальном присутствии?
Сам по себе мир ничему не учит человека. Атомы и электроны не учат физике, а пестики и тычинки – ботанике. Иногда мы называем нашу жизнь лучшим в мире учителем. Можно подумать, что у жизни только и есть одно дело: утыкать нас в собственные ошибки, ставить нам отметки, оставлять на второй год, воодушевлять нас своей верой в себя… И далеко не все люди, даже носители высоких образцов мастерства, мышления, нравственности – учителя.
Уроков нам никто не дает. Пока мы сами не дозрели до того, чтобы их получать, до встречи со своим Учителем. И ради нее.
Каждый имеет право на эту встречу, да не каждый им стремится воспользоваться. «Научи меня!» – это как «Приручи меня!» у Экзюпери: мир станет другим, исчезнет скука жизни, далекие явления сблизятся, соберутся в некое удивительное целое – не по законам физики или биологии (хотя и не в противоречие им), а по законам смысла.
Вспоминается история, звучащая как притча, которую рассказывала Елена Ивановна Рерих:
«Маленький Индус, познавший Учителя. Мы спросили его: «Неужели солнце потемнеет для тебя, если увидишь его без Учителя?»
Мальчик улыбнулся: «Солнце останется солнцем, но при Учителе мне будет светить двенадцать солнц!»
Солнце мудрости Индии будет светить, ибо на берегу сидит мальчик, знающий Учителя».Знать учителя… Неуч, недоучка – это вовсе не недостаток знаний. Любые знания, тем более, сегодня, легко дополучить. А вот то, что намного труднее, порой невозможно, наверстать, – это общение с Учителем. Когда ты не знаешь Учителя или «не узнаешь» его как в стихотворении Бродского:
Приходит время сожалений.
При полусвете фонарей,
при полумраке озарений
не узнавать учителей.Как тут не вспомнить иронию Василия Васильевича: «Может, кто-то и произошел от обезьяны, а я точно от человека. Я своих родителей помню!» То же и с учителями. Неучи и недоучки берутся именно отсюда. Это – те же сироты. Потому что только Учитель может адресовать знание, которое принадлежит всем, лично тебе. Чтобы ты смог найти в нем мотив стать другим. А потом – и сам находил истоки мотивации в знании. По большому счету, не столь важно, в чем – в логарифмических уравнениях и неравенствах, моделях кристаллических решеток или письме Татьяны Онегину. Прав Александр Асмолов: «Учитель – мастер зажигания мотивации ученика». Чтобы не бродил в «полумраке озарений».
Выражение «Школа Давыдова» можно понимать в нескольких смыслах. Это – и собственно научная школа, и школа для детей, которые в ней учатся, и школа для взрослых, которые учатся учить детей. Десятки, сотни тысяч детей во всем мире даже не подозревает, что выучил их разуму (теоретическому мышлению) В.В. Давыдов. Через учебники, учебные пособия, созданные им и его коллективом, через учителей, подготовленных для работы по ним. Но, в итоге, «по Давыдову» не просто учатся – мыслят дети. Каждый по-своему.
Давыдовская Школа - для ученых, учителей и учеников, которые учат друг друга. Среди видов одаренности не изучена главная, лежащая в основе всех других – учебная, ученическая одаренность. А В.В. Давыдов на протяжении всей жизни и вовсе обладал великим талантом учиться.
Учитель - этот тот человек, чья помощь со временем уступает место Божьей. Когда руку тебе может протянуть только Бог, как он протягивает ее Адаму, как на знаменитой фреске Микеланджело. Но так, что Адаму не хватает нескольких сантиметров, чтобы соприкоснуться с божьим перстом. Он должен дотянуться сам. «Сотворение Адама» - любимая фреска Василия Васильевича, репродукция которой висела у него над рабочим столом.
Василий Васильевич Давыдов родился в Москве 31 августа 1930 г. Удивительно, даже если Москва неделями заперта в холодных дождевых стенах, – что не редкость в августе, - в этот день они всегда рушатся, и в город хотя бы на несколько часов врывается солнце (вспомните Маленького Индуса Елены Рерих).
Когда поздравлял утром Учителя по телефону, я всегда спрашивал его: «Василий Васильевич, как это у Вас получается?»... У Давыдова «получилось» и «получалось»! Его нет почти четверть века, а солнце 31 августа исправно занимает свое место на небе, дышащим осенью.
Для Василия Васильевича Давыдова жизнь, мышление и учение были синонимичными понятиями. И в этом весь «секрет» его школы «развивающего обучения (образования)».
А другой школы просто не бывает. Или это просто здание с вывеской, которая ни к чему не обязывает.
Пусть будет Школа!
В.Т. Кудрявцев,доктор психологических наук,
профессор
Содержание сборника
В.Т.Кудрявцев. Пусть будет Школа! (вместо предисловия)
Учебная деятельность и развивающее обучение
О понятии развивающего обучения
Особенности курса математики в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Дети растут. А вы?
Как организовать развивающее обучение в 5-9 классах средней школы
«Идеал школы у нас один: на выходе иметь развитую, свободную личность»
Пресс-конференция В.В. Давыдова
Школа «Лосиный остров» - лаборатория развивающего образования
Научная концепция московской школы-лаборатории «Лосиный остров»
Концепция работы Школы-лаборатории «Лосиный остров» №368 Московского Комитета образования на 1998-2002
Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней
Деятельность ребенка должна быть желанной и радостной. Интервью с В.В.Давыдовым
Что такое воображение
Воображение
В.В.Давыдов, В.Т.Кудрявцев. Привередливость духа. Жизненный путь и научное творчество Т.В. Кудрявцева (К 70-летию со дня рождения)
Приложение. В.Т. Кудрявцев. Мой учитель В.В. Давыдов
На развитие сайта