Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Педагог развивающего обучения Елена Восторгова: Плохие школы снижают самооценку, уровень притязания и уверенность ребенка в себе

  • Закладки: 
  • Просмотров: 260
  •  
    • 0

Елена Вадимовна Восторгова


18.02.2025

Выбор школы для ребенка – это не просто вопрос расписания или близости к дому. Это решение, которое может повлиять на его веру в себя, стремление к достижениям и даже на психологическое здоровье всей семьи. Как отличить школу, которая станет опорой, от той, что незаметно подорвет уверенность ребенка в собственных силах? Какими должны быть в ней педагоги? Почему кружки и допобразование важны не меньше, чем уроки за партой?

Директор школы SOFT Елена Восторгова – о ключевых принципах, которые превращают школу в пространство роста: о педагоге, способном слышать детей, важности эмпатии и отказе от шаблонов вроде единого учебника. Это не просто слова, это напоминание о том, что образование должно не «ломать», а вдохновлять. И если школа не становится таким местом, возможно, стоит поискать другую школу.


Про плохие школы

Психологи и психотерапевты говорят нам, взрослым людям: «Не имейте дела с людьми, которые снижают вашу самооценку». Не дружите с ними, не живите с ними. Это вредно для здоровья. То же самое я бы могла сказать родителям: не имейте дела с теми школами, которые снижают самооценку, уровень притязания и уверенность в себе вашего ребенка. Это вредно. Для здоровья всей семьи. Не любая школа может это сделать. Для этого должны быть не просто добрые улыбающиеся люди – этого мало, к сожалению. Должно быть другое содержание образования, другая технология, другая методика, другая модель – всё другое.

Про педагога

Педагог не должен быть уверен в том, что он все знает заранее правильно, что он вообще может всем управлять и всё контролировать. Он должен обладать определенной степенью гибкости мышления и профессиональной реакции.

Педагог должен быть хорошим предметником и должен уметь быть с детьми в диалоге и слышать их.

Про баланс работы и отдыха

Конечно, педагогу нужно заботиться о себе, как учат нас психологи. Нужно восполнять потраченную энергию, заряжать батарейки, следить за тем, чтобы заправка была все-таки недалеко, чтобы до нее дотянуть. А то можно встать в чистом поле. И что делать? Кричать? Этого нельзя допускать. По технике безопасности. Поэтому нужно, конечно, следить за балансом и находить те дела, то время и то пространство, где тебе хорошо. Это обязательное правило.

Про границы

В школе должно действовать золотое правило – все уважают всех. То, что ты не можешь позволить в отношении взрослого, то же самое ты не можешь позволить в отношении сверстника. Важно не формальным образом соблюдать границы друг друга, а учить детей эмпатии, учить считывать реакции людей, чтобы переводить в плоскость взаимного обмена эмоциями и диалога.

Про единый учебник

Один учебник – так же хорошо, как одна колбаса в магазине. И так же хорошо, как один анальгин в аптеке.

Про островок успешности

Граница между дополнительным образованием и основным сейчас уже очень условна, потому что чаще всего ребенок находит свою профессию именно в сфере дополнительного образования, профориентируется там и вообще развивает важнейшие скиллы, и soft skills, прежде всего. Там для этого гораздо больше возможностей в силу того, что это не зарегламентированная циркулярами, электронными журналами и отметками территория.

Это пространство, где очень большой простор непедагогического творчества, где ребенок может сам спланировать свою собственную деятельность.

Вот почему я очень рекомендую всегда родителям, чтобы дети обязательно, помимо школы, имели такой островок собственной деятельности, который бы постепенно для них бы превращался в островок успешности, который бы подтверждал простую истину, что, если ты много вкладываешь, ты обязательно – рано или поздно – получишь результат. И если вдруг мы видим, что где-то у ребенка не получается, значит, ему просто нужно попробовать другое.

Про эффективность РО

Развивающее обучение (РО) и традиционное – это две системы, которые противопоставлены по исходным концептуальным положениям. Традиционные системы нацелены на воспроизведение: вспомни все, чему тебя научили, и выдай. И тогда кто хороший ученик? Тот, кто пятерки получает и кто все воспроизводит.

А эффективность развивающего обучения заключается прежде всего в том, что ребенок овладевает эффективными способами продвижения вперед, которые работают всю жизнь после того, как вы (школа) с ребенком расстались. И оно, прежде всего, формирует субъектов деятельности, а не исполнителей.

Про книги и фильмы о РО

Лучшая книга, с моей точки зрения, о развивающем обучении – это книга Владимира Владимировича Репкина и его дочери Натальи Владимировны. Она так и называется «Развивающие обучение». Конечно, обязательно нужно посмотреть фильм Александра Дусовицкого «Дважды два равно икс». И еще два фильма могу назвать – «Хористы» и «Одержимость».

Олеся Салунова

Электронная газета "Вести образования"




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
В 2011 году дети пойдут в первый класс по новым правилам
21-12-2010
В 2011 году дети пойдут в первый класс по новым

Напоминание родителям: тестирование будущих первоклассников - вне закона!
04-04-2008
Напоминание родителям: тестирование будущих

Как преодолеть у ребенка страх высоты?
03-09-2006
Как преодолеть у ребенка страх высоты?

  • Календарь
  • Архив
«    Март 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Март 2025 (28)
Февраль 2025 (39)
Январь 2025 (42)
Декабрь 2024 (39)
Ноябрь 2024 (29)
Октябрь 2024 (38)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх