40 лет назад 31 мая 1985 года Министерство здравоохранения СССР издало Приказ № 750, официально утвердивший специальность «психотерапия» и должность «врач-психотерапевт». К этому дате приурочен выбор даты
Дня психотерапевта в России. Его 31 мая отмечают специалисты-медики и психологии, оказывающие помощь в восстановлении и поддержании психического здоровья, содействующие улучшении качества жизни людей, которые сталкиваю с разного рода трудностями.
Преимущества когнитивной стимулирующей терапии для лиц пожилого и старческого возраста обсудили в читательском клубе «СоАвторское чтение»16.04.20258 апреля 2025 года при поддержке Точки кипения МГППУ состоялась
встреча читательского клуба «СоАвторское чтение» из цикла «Наука в публикациях» на тему «Когнитивная стимулирующая терапия (КСТ) для лиц пожилого и старческого возраста: знакомство с программой». Для участия во встрече зарегистрировалось свыше 90 специалистов из 30 городов и областей России.
Среди слушателей был и коллектив Первомайского дома-интерната для престарелых и инвалидов (г. Тула) во главе с директором Еленой Петровной Биятовой. Еще до начала основной части выступления спикерам удалось обсудить с Еленой Петровной необходимость методической и информационной поддержки специалистов, работающих с пожилыми людьми в домах-интернатах, что послужит ориентиром для дальнейшего методического и супервизорского сопровождения программы КСТ.
Открыла встречу
Анна Александровна Шведовская, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология им. Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» МГППУ. В начале разговора она отметила 3 вызова, стоящие перед специалистами помогающих профессий: старение населения, рост числа случаев деменции, отсутствие достаточных и масштабируемых инструментов оказания психологической помощи и профилактики при когнитивном снижении людям пожилого возраста. По прогнозам, уже к 2030 году почти каждый третий житель России будет представлять старшее поколение. Уже сейчас в стране проживает более 40 миллионов человек старше 55 лет. Анна Александровна подчеркнула, что один из международно признанных методов с доказанной эффективностью в работе с когнитивным снижением в пожилом возрасте адаптирован и апробирован на базе Московского государственного психолого-педагогического университета. Это программа когнитивной стимулирующей терапии – немедикаментозное групповое вмешательство, применяемое в 40 странах мира.
Марина Витальевна Калантарова, старший преподаватель кафедры «Нейро- и патопсихология развития» факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ, представила результаты реализации проекта по культурной адаптации метода КСТ – в рамках пилотного исследования были зафиксированы положительные изменения у респондентов по ряду параметров, среди которых: вовлеченность в групповую деятельность, рост инициативности, рост социально-коммуникативной активности и др.
Приглашенный дискутант, доктор психологических наук профессор Московского института психоанализа, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ
Владимир Товиевич Кудрявцев в своем выступлении поднял вопрос о возрастных границах и взгляде на пожилой возраст как продолжение зрелости. В своем выступлении он отметил, что необходимы фундаментальные исследования данного возрастного периода в контексте когнитивного благополучия.
В ходе обсуждения участники отметили, что преимуществами программы КСТ являются разнообразие заданий, их системность, возможность скрининга эффективности на всех этапах ее проведения с помощью относительно простых тестов.
Участникам встречи был анонсирован курс повышения квалификации МГППУ
«Когнитивная стимулирующая терапия: основные принципы и практическое применение в геронтологии и гериатрии», в рамках которого подробно разбирается применение основного методического инструмента для реализации КСТ –
Изменения к лучшему: когнитивная стимулирующая терапия. Программа групповых занятий с доказанной эффективностью для пациентов с деменцией. Руководство для ведущих групп / Э. Спектор, Б. Вудс, Ш.Р. Стоунер, М. Оррелл; науч. ред. пер. на рус. яз. И.Ф. Рощина, А.А. Шведовская, М.В. Калантарова, А.И. Хромов. 2-е изд. М: ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. 60 с.
Видеозапись размещена на видеоканалах
VK-видео и
Rutube портала PsyJournals.
Для получения более подробной информации можно ознакомиться с
презентацией докладчиков.
Портал психологических изданий PsyJournals.ru Вопросы В.Т.Кудрявцева:1. Когнитивное благополучие – безусловно, удачный и эвристичный конструкт. Его составляющие изучаются достаточно давно. Как можно было бы его определить в целом?
2. Проект, на мой взгляд, на мой взгляд содержательно интегрирует психотерапию и психологию развития (что встречается не так часто). Отсюда вопрос: можно ли говорить о своеобразии социальных ситуации развития в пожилом и старческом возрастах? Если да, то в чем оно? Существуют ли в этих возрастах сензитивные периоды для развития определенных психических функций? Можно ли рассматривать деменцию как источник своего рода ЗПР применительно к данным возрастам, но при мягкой деменции ЗПР не является фатальной?
3. Судя по всему (я так это понял), содержательность общения в рамках сессий является условием глубины мыслительного обобщения. Иначе, работает ли принцип единства общения и обобщения применительно данным возрастам? Можно ли, сказать, что КСТ создает условия для их единства?
4. Каковы особенности свободного переключения в позднем онтогенезе от одного вида деятельности к другому в условиях использования КСТ (в текстах они прочитываются) и в обычных условиях?
5. В процедурах нейрореабилитации больных с локальными поражениями мозга (которыми занимался А.Р. Лурия и его сотрудники) и лиц с мягким когнитивным снижением много общего (что объяснимо), а в чем различия?
6. Показано, что КС-терапевтов готовить можно и накоплен соответствующий опыт. Но не менее очевидно, что система их подготовки должна опираться а широкую психологическую базу, интегрирующую психологию развития, нейропсихологию, психотерапию, психокоррекцию. Хотелось бы раскрыть это подробнее.
На развитие сайта