Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Первосентябрьское от Ходжи Насреддина

  • Закладки: 
  • Просмотров: 248
  •  
    • 0

«Не согласись со мной хоть в чем-нибудь, чтоб нас было двое» – сказал Сенека. Фигурки Ходжи Насреддина из коллекции Тахира Базарова

1.09.2025

Ходжа Насреддин в притчах о нем предстает как великий мыслитель и образователь Востока (и не только). Эти притчи – золотые страницы истории всемирной педагогики, которыми остается лишь дополнить ее большую книгу. В ней он, несомненно, займет место, если не рядом, то неподалеку от Сократа. Хотелось бы избежать тривиально-пафосных сравнений, вроде «Насреддин – Сократ Востока», но это близко к истине. Роднит их и то, что о Сократе мы знаем от Платона, о Насреддине – из притч. И то, что оба они предпочитали для мышления затворничеству публичное пространство (агору, улицу, базар…). Каждый создал свой вариант педагогики мудрости. Сократова майевтика – не просто прикладное «повивальное искусство» задавать вопросы, по ступенькам которых, не впрямую, мысль движется к истине, которой Сократ уже владеет. Это сама мысль, само философствование с «непредрешеннным исходам» мышления. Готовность к этой непредрешеннности в мысли и жизни, понимание ее необходимости, и есть мудрость. Для мудрого истины еще нет, есть, как бы сказал Гегель, только «истина-процесс». Мудрый – в процессе. Придя к нему с вопросом или за советом, его как бы «оторвали» от мышления. А он – как бы только этого и ждал, что «оторвут». В этом и смысл педагогики мудрости, которая не передается, а творится на глазах людей. Педагогика мудрости Сократа и Ходжи не просто иронична, как и сама мудрость. Ирония для обоих – форма мышления. Остроумие – свойство ума, коль скоро он острый в своей «проникающей способности».

Принято считать, что к мудрости и мудрецам приходят с годами, с опытом. А Сократ и Ходжа выращивают ею самые первые побеги мышления. Собеседники Сократа – юноши, Насреддина – даже дети, но обязательно с родителями. Как в притче о том, как Ходжа Насреддин открывал учебный год, которую мы и представляем читателям, от души поздравляя их с 1 сентября – праздником открытий мысли и мудрости. И «пусть улыбка без сомненья вдруг коснется ваших глаз» и не покинет вас весь учебный год. Улыбка мудрости.


Тахир Базаров,
доктор психологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова,
Владимир Кудрявцев,
доктор психологических наук, профессор МИП и МГППУ

* * *

В первый день нового учебного года жители селения привели своих детей к мудрецу Ходже Насреддину и сказали:

– О, великий Ходжа! Вот наши дети. Они идут в школу за знаниями. Дай им своё благословение и скажи, каким должен быть путь ученика, чтобы учёба шла им на пользу?

Насреддин посмотрел на детей – откормленных, румяных, в новой одежде, с табличками для письма в руках. Он грустно вздохнул, потом подошёл к своему ишаку, который мирно жевал солому, и начал… закидывать на него детские сумки с книгами и сладостями.

Ишак насторожился и недовольно замотал головой.

– Что ты делаешь, о Ходжа? – удивились родители. – Мы просили благословения, а ты грузишь нашего осла!

– Я и благословляю, – ответил Насреддин, усаживаясь на землю. – Но сначала ответьте: зачем вы отдаёте детей в школу?

– Чтобы они стали умными, образованными и знающими! – хором ответили родители.

– Прекрасно! – воскликнул Ходжа. – А теперь посмотрите на моего ишака. Я нагрузил его вашими книгами, вашими табличками, вашими сладостями. Скажите, стал ли он от этого образованнее?

Все замерли в замешательстве.

– Конечно же, нет, о Ходжа! – нашелся кто-то из толпы. – Он же всего лишь осел! Он не может читать и учиться!

– Вот именно! – поднялся Насреддин и снял всю поклажу с спины животного. – Знание – это не груз, который можно взвалить на спину и носить с собой. Знание – это топливо, которое должно гореть внутри. Ваша задача – не нагрузить детей книгами, как этого бедного ишака, а разжечь в них огонь жажды знаний. Чтобы они сами хотели читать, сами рвались к табличкам, сами искали ответы на свои вопросы. А иначе вы получите лишь учёных ослов, которые таскают на своей спине груз чужих мыслей и чужих книг, но так и не становятся мудрее.

Он раздал детям их вещи и сказал уже им:

– Идите в школу. Но идите не как ослы, нагруженные чужими знаниями, а как путники, которые ищут свой собственный источник мудрости. Задавайте вопросы, спорите с учителем, ошибайтесь и ищите снова. Пусть ваш ум будет легким и голодным, как у того, кто отправляется в долгое и увлекательное путешествие, а не тяжелым, как у моего бедного ишака, который тащит на себе чужой груз.


Памятник Ходже Насреддину и ишаку, которого он обучает богословию, в Самарканде.
Фото: Дзен.ру


Колонка Владимира Кудрявцева в электронной газете "Вести образования"

Републикация в "Психологической газете"




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Декабрь 2025 (4)
Ноябрь 2025 (33)
Октябрь 2025 (45)
Сентябрь 2025 (30)
Август 2025 (17)
Июль 2025 (29)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх