Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Владимир Кудрявцев. Образование не терпит суеты

  • Закладки: 
  • Просмотров: 675
  •  
    • 0

Владимир Кудрявцев


С новым учебным! Хотя я ещё старый не выпроводил, так ему понравилось у меня в Ашукино. В общем, встречаю-провожаю на одной скатерке-дорожке.

Знаете, что самое несовместимое с образованием? Суета. Образование давно стало суетливым. Vanitas vanitatum et omnia vanitas - «Суета сует и всяческая суета». «Гиперактивная» утрата смысла большого дела. Волна СДВГ накрыла современное детство неслучайно. Хорошо бы еще поглубже и подетальнее разобраться, что скрывается под «шляпой» этого диагноза, прежде чем его ставить. Но одно точно: нарушение или недоразвитие произвольности (в следствие какого-то другого нарушения) – психологической основы свободного действия налицо. Погрязание в хаосе импульсов («вызовов»).

Лет десять назад мой друг, профессор меда сетовал: за время подготовки УМК по новым требованиям можно было новый учебник по дисциплине написать, очень нужный студентам написать. И по объему этот УМК, если и не совпадал с учебником, то тяготел к нему. Студенты читают не УМК, а учебники. УМК читают проверяющие. У чиновников и преподавателей разные представления о том, что является основным видом деятельности в университете. А как еще чиновникам обозначиться в университетском процессе? Может оказаться, что не нужны в университете все эти «управления», которых не было во времена «советской бюрократии» (как же мы ее поносили!). А хорошие учебники появлялись. По некоторым до сих пор учатся.

Ректор одного из европейских университетов как-то показал мне бумагу, что-то вроде стандартов по всем гуманитарным дисциплинам. Всего 8 страниц А4. 14 кегель. Коротенькие абзацы – профессуре обременительно читать больше, ей нужно незабываемые лекции читать, интересные семинары придумывать и проводить, хорошие учебники писать. Студенты ждут. Плодов «основной деятельности». О существовании «кухни», в пары которой у нас уходит все образование, они даже не подозревают. И правильно делают.

Это прямо какая-то «сказка про белого бычка». За последнюю четверть века каждый министр образования (просвещения), вступая в должность, обещал разгрузить педагогов от бюрократических вериг. Да и детей тоже – они еще как на себе таскают эти вериги взрослых. Время от времени министр повторял свои обещания. Что-то убавлялось, но тут же что-то прибавлялось, вплоть до бесполезных занятий и даже целых учебных предметов. Потому что избавляться пришлось бы не от нагрузок, а от тех, кто их, т.е. суету, создает и контролирует их выполнение. За создание суеты в российском образовании целая армия людей на бюджете отвечает. Куда же их девать? На барахолку матрешками торговать? Вполне возможно. Хотя их места займут другие. Проблема ведь не в избавлении-убавлении. А в системном изменении управления образованием, без которого и в самом образовании ничего не поменяется. И всей образовательной политики, которая, как и всякая политика, есть сгусток политического мышления, политической воли и политической ответственности. А не реакция на «вызовы» и приказы.

Так везде. Дурную, а не продуктивную, «развивающую»неопределенность, суету, способную перерасти в смуту, создают те, кто должен отвечать за внесение определенности - политики, чиновники и т.п. Этим они оправдывают свое существование, а концентрированные выбросы дурной неопределенности объявляют либо «вызовами», либо следствиями чьих-то происков. Как ни парадоксально, любые диктаты не выносят порядка. Они плодятся в хаосе с обещаниями придать ему порядок. Временный порядок для себя, а не для дела с иллюзией тотальной управляемости, заложниками которой сами и становятся. Упорядоченная суета остается суетой, только загнанная в административный регламент. И при случае, не предусмотренным регламентом, по нему же, в первую очередь, и ударит.

Порядок чудесным образом не возникает из хаоса. Порядок создает из хаоса свобода – об этом вся философия и специальные науки о человеке. Об этом история и жизнь людей. Об этом искусство. Камень – застывший кусок энтропии, результат «игры» сил природы, «правила» которой определяет природный закон, на какое-то время, пусть даже на миллионы лет (для вечности – «смехотворный срок», как сказал бы Воланд) укротивший энтропию в камне. Но вот глаза Микеланджело видят в нем ангела, руки «отсекают лишнее», чтобы, как говорит Титан в одном из своих стихов, «освободить его». И его свободой, дарованной Титаном, будет наслаждаться человечество, покуда существует. И перестанет существовать, когда перестанет наслаждаться. А вечность переживет камень. Суть творчества – «наведение порядка», человеческого порядка. Но и образование тоже наведение человеческого порядка, в самом себе, а в итоге – и в человечестве. Формулу Карла Роджерса «Дисциплина – это от креативности» надо вешать над входом в каждую школу. Как и – «Суетиться запрещено» (какой же педагог поспорит?).

От энтропии возможностей человека спасти может только личная независимость от импульсов всеобщей суеты при непререкаемом следовании нравственному закону в условиях любого беззакония. Передается это, в первую очередь, не из книг, а от папы с мамой. Мих. Жванецкий говорил отцу: «Все же воруют!». А отец, военврач Отечественной, отвечал: «Да, все воруют, а ты не будешь!». Это называется воспитанием, в строгом смысле слова. Только воспитание порой и охраняет от суеты.

Так учит (воспитывает – попробуйте разделить!) хорошая семья, а суетиться заставляет плохая школа, пытаясь втянуть в порочный суетный круг не только ребенка, но и его семью. А семья, если у нее нет иммунитета от суеты, привносит ответную суету в школьную (почитайте родительские чаты), лишь усиливая хаос. Игрушкой в руках взрослой суеты становится ребенок. Как правило, не готов к школе не он, а семья, равно как и школа к нему (тут прав Александр Асмолов). А его - вместе с семьей - заставляют готовиться к ЕГЭ, к примеру. Форму такой подготовки приняло все образование, ставшее «ЕГЭбразованием» задолго до сдачи экзамена. Пусть привыкают? Так удобнее? Образование это не коммунальное хозяйство «со всеми удобствами» для чиновников и прочих взрослых. А тем, у кого «коммунальный» стиль мышления, нечего делать в образовании.

На прокатном стане или шпалоукладчике суетиться как-то не комильфо, а тут - пожалуйста. Учение, если оно совпадает с мышлением, неторопливо - это меня Давыдов учил. И спорил с Занковым, который тоже ставил задачу развития мышления в школе, но настаивал на ускорении темпов усвоения материала. Еще Экзюпери в своем педагогическом «Евангелии» - романе «Цитадель» писал: Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило».

Копайте глубоко, спокойно и вдохновенно – «там золото». Копайте, дождетесь озарения, и будет вам прорыв. Я даже не о темпах работы, а об их бессмысленности. В образовании «нагрузки» и на тех, кто учит, и на тех, кто учится. Бредовое словечко: тягловые лошади, что ли? Но все привыкли, и это ещё хуже.

В образовании надо не грузиться, а летать! Если уж измерять, то «часами налета». Хотя летающие часов не наблюдают. Из хорошей школы дети не стремятся бежать со звонком последнего урока. И хорошие, «не суетливые», управленцы в этом помогут. Не только педагоги, но и они способны помочь школе стать такой, чтобы дети, как говорил Даниил Борисович Эльконин, рвались туда, а не оттуда.

Но лучшие управленцы - мы сами. Потому что «центр управления» в нас. И называется он «смысл». Смысл всего того, что мотивирует нас к учению, к творчеству, к жизни.

Счастливого управления полетами в новом учебном году, дорогие учащие и учащиеся - все участники полетов мысли и души в образовании!

Ашукино,
1-2 сентября 2025




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Труднее всего написать ветер...
29-07-2017
Труднее всего написать ветер...

Труднее всего написать ветер. Именно ветер как таковой. Дуновение. Не потеряв его в его же зримых "следах", в "результатах"...
С Новым годом Поздравляю Вас от всей души!
31-12-2004
С Новым годом Поздравляю Вас от всей души!

С Новым годом Поздравляю Вас от всей души!
31-12-2003
С Новым годом Поздравляю Вас от всей души!

  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Декабрь 2025 (4)
Ноябрь 2025 (33)
Октябрь 2025 (45)
Сентябрь 2025 (30)
Август 2025 (17)
Июль 2025 (29)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх