Владимир Кудрявцев
С новым учебным! Хотя я ещё старый не выпроводил, так ему понравилось у меня в Ашукино. В общем, встречаю-провожаю на одной скатерке-дорожке.
Знаете, что самое несовместимое с образованием? Суета. Образование давно стало суетливым.
Vanitas vanitatum et omnia vanitas - «Суета сует и всяческая суета». «Гиперактивная» утрата смысла большого дела. Волна СДВГ накрыла современное детство неслучайно. Хорошо бы еще поглубже и подетальнее разобраться, что скрывается под «шляпой» этого диагноза, прежде чем его ставить. Но одно точно: нарушение или недоразвитие произвольности (в следствие какого-то другого нарушения) – психологической основы свободного действия налицо. Погрязание в хаосе импульсов («вызовов»).
Лет десять назад мой друг, профессор меда сетовал: за время подготовки УМК по новым требованиям можно было новый учебник по дисциплине написать, очень нужный студентам написать. И по объему этот УМК, если и не совпадал с учебником, то тяготел к нему. Студенты читают не УМК, а учебники. УМК читают проверяющие. У чиновников и преподавателей разные представления о том, что является основным видом деятельности в университете. А как еще чиновникам обозначиться в университетском процессе? Может оказаться, что не нужны в университете все эти «управления», которых не было во времена «советской бюрократии» (как же мы ее поносили!). А хорошие учебники появлялись. По некоторым до сих пор учатся.
Ректор одного из европейских университетов как-то показал мне бумагу, что-то вроде стандартов по всем гуманитарным дисциплинам. Всего 8 страниц А4. 14 кегель. Коротенькие абзацы – профессуре обременительно читать больше, ей нужно незабываемые лекции читать, интересные семинары придумывать и проводить, хорошие учебники писать. Студенты ждут. Плодов «основной деятельности». О существовании «кухни», в пары которой у нас уходит все образование, они даже не подозревают. И правильно делают.
Это прямо какая-то «сказка про белого бычка». За последнюю четверть века каждый министр образования (просвещения), вступая в должность, обещал разгрузить педагогов от бюрократических вериг. Да и детей тоже – они еще как на себе таскают эти вериги взрослых. Время от времени министр повторял свои обещания. Что-то убавлялось, но тут же что-то прибавлялось, вплоть до бесполезных занятий и даже целых учебных предметов. Потому что избавляться пришлось бы не от нагрузок, а от тех, кто их, т.е. суету, создает и контролирует их выполнение. За создание суеты в российском образовании целая армия людей на бюджете отвечает. Куда же их девать? На барахолку матрешками торговать? Вполне возможно. Хотя их места займут другие. Проблема ведь не в избавлении-убавлении. А в системном изменении управления образованием, без которого и в самом образовании ничего не поменяется. И всей образовательной политики, которая, как и всякая политика, есть сгусток политического мышления, политической воли и политической ответственности. А не реакция на «вызовы» и приказы.
Так везде. Дурную, а не продуктивную, «развивающую»неопределенность, суету, способную перерасти в смуту, создают те, кто должен отвечать за внесение определенности - политики, чиновники и т.п. Этим они оправдывают свое существование, а концентрированные выбросы дурной неопределенности объявляют либо «вызовами», либо следствиями чьих-то происков. Как ни парадоксально, любые диктаты не выносят порядка. Они плодятся в хаосе с обещаниями придать ему порядок. Временный порядок для себя, а не для дела с иллюзией тотальной управляемости, заложниками которой сами и становятся. Упорядоченная суета остается суетой, только загнанная в административный регламент. И при случае, не предусмотренным регламентом, по нему же, в первую очередь, и ударит.
Порядок чудесным образом не возникает из хаоса. Порядок создает из хаоса свобода – об этом вся философия и специальные науки о человеке. Об этом история и жизнь людей. Об этом искусство. Камень – застывший кусок энтропии, результат «игры» сил природы, «правила» которой определяет природный закон, на какое-то время, пусть даже на миллионы лет (для вечности – «смехотворный срок», как сказал бы Воланд) укротивший энтропию в камне. Но вот глаза Микеланджело видят в нем ангела, руки «отсекают лишнее», чтобы, как говорит Титан в одном из своих стихов, «освободить его». И его свободой, дарованной Титаном, будет наслаждаться человечество, покуда существует. И перестанет существовать, когда перестанет наслаждаться. А вечность переживет камень. Суть творчества – «наведение порядка», человеческого порядка. Но и образование тоже наведение человеческого порядка, в самом себе, а в итоге – и в человечестве. Формулу Карла Роджерса «Дисциплина – это от креативности» надо вешать над входом в каждую школу. Как и – «Суетиться запрещено» (какой же педагог поспорит?).
От энтропии возможностей человека спасти может только личная независимость от импульсов всеобщей суеты при непререкаемом следовании нравственному закону в условиях любого беззакония. Передается это, в первую очередь, не из книг, а от папы с мамой. Мих. Жванецкий говорил отцу: «Все же воруют!». А отец, военврач Отечественной, отвечал: «Да, все воруют, а ты не будешь!». Это называется
воспитанием, в строгом смысле слова. Только воспитание порой и охраняет от суеты.
Так учит (воспитывает – попробуйте разделить!) хорошая семья, а суетиться заставляет плохая школа, пытаясь втянуть в порочный суетный круг не только ребенка, но и его семью. А семья, если у нее нет иммунитета от суеты, привносит ответную суету в школьную (почитайте родительские чаты), лишь усиливая хаос. Игрушкой в руках взрослой суеты становится ребенок. Как правило, не готов к школе не он, а семья, равно как и школа к нему (тут прав Александр Асмолов). А его - вместе с семьей - заставляют готовиться к ЕГЭ, к примеру. Форму такой подготовки приняло все образование, ставшее «ЕГЭбразованием» задолго до сдачи экзамена. Пусть привыкают? Так удобнее? Образование это не коммунальное хозяйство «со всеми удобствами» для чиновников и прочих взрослых. А тем, у кого «коммунальный» стиль мышления, нечего делать в образовании.
На прокатном стане или шпалоукладчике суетиться как-то не комильфо, а тут - пожалуйста. Учение, если оно совпадает с мышлением, неторопливо - это меня Давыдов учил. И спорил с Занковым, который тоже ставил задачу развития мышления в школе, но настаивал на ускорении темпов усвоения материала. Еще Экзюпери в своем педагогическом «Евангелии» - романе «Цитадель» писал: Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило».
Копайте глубоко, спокойно и вдохновенно – «там золото». Копайте, дождетесь озарения, и будет вам прорыв. Я даже не о темпах работы, а об их бессмысленности. В образовании «нагрузки» и на тех, кто учит, и на тех, кто учится. Бредовое словечко: тягловые лошади, что ли? Но все привыкли, и это ещё хуже.
В образовании надо не грузиться, а летать! Если уж измерять, то «часами налета». Хотя летающие часов не наблюдают. Из хорошей школы дети не стремятся бежать со звонком последнего урока. И хорошие, «не суетливые», управленцы в этом помогут. Не только педагоги, но и они способны помочь школе стать такой, чтобы дети, как говорил Даниил Борисович Эльконин, рвались туда, а не оттуда.
Но лучшие управленцы - мы сами. Потому что «центр управления» в нас. И называется он «смысл». Смысл всего того, что мотивирует нас к учению, к творчеству, к жизни.
Счастливого управления полетами в новом учебном году, дорогие учащие и учащиеся - все участники полетов мысли и души в образовании!
Ашукино,
1-2 сентября 2025
На развитие сайта