Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Айшат Шахманова. Сохранение уникальности детства как приоритет преемственности дошкольного и начального образования

  • Закладки: 
  • Просмотров: 266
  •  
    • 0

Айшат Шахманова.Форум "Ориентиры детства". Москва, МГУ, 9.08.2025


Опубл.: Обруч (2025. № 3)

В условиях модернизации образовательной системы проблема обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием приобретает особую актуальность. В образовательной практике наблюдается тревожная тенденция преждевременной академизации дошкольного образования, подменяющей ведущие виды деятельности ребёнка — игру, исследование, общение — формализованными учебными заданиями, что приводит к искажению логики развития ребенка, нарушению возрастной специфики и искусственному «взрослению» образовательного процесса. В сложившейся ситуации возникает необходимость переосмысления понятия преемственности не как адаптационного механизма под требования школы, а как целостной стратегии обеспечения развития личности ребёнка, при которой сохраняется специфика дошкольного периода и формируется внутренняя готовность к учебной деятельности. Решение этой задачи требует осмысления ряда вопросов.

Что такое «преемственность»?

Преемственность – междисциплинарная категория, рассматриваемая с позиции разных научных дисциплин - философии, естествознания, психологии, педагогики и др.

В философии преемственность понимается как «категория для обозначения закономерной связи между различными этапами развития действительности, где определённое содержание, структура и функции одной системы повторяются, отбрасываются и развиваются в другой на качественно новом уровне» [4].

В психологии категория «преемственность» рассматривается в контексте:

- развития личности (черта личности, обнаруженная в детстве, которая может сохраняться и проявляться во взрослой жизни);
- психического развития (развитие психики происходит не рывками, а логически последовательными шагами, где новый этап базируется на предыдущем, например этапы развития мышления по Ж. Пиаже: от сенсомоторной стадии к операционному мышлению);
- обучения и воспитания (преемственность – согласованность между этапами образования, формами и методами обучения, с целью обеспечения непрерывного поступательного развития ребенка);
- психологической теории и практики (сложились разные подходы к трактовке категории «преемственность» в зависимости от конкретного направления – культурно-историческая психология, деятельностный подход, психоанализ, гештальт-психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, когнитивная психология и др.).

Таким образом, в психологии под преемственностью понимается не просто повторяемость, а устойчивость и трансформация свойств (функций) с течением времени, которая позволяет прослеживать закономерности развития и прогнозировать поведение на разных этапах жизни.


В педагогике несмотря на то, что понятие «преемственность» не новое, до сих пор нет единого мнения относительно того, что это такое: принцип, правило, характеристика системы?

Анализ исследований преемственности на этапах дошкольного и начального образования свидетельствует о том, что в педагогике она рассматривается как:

- дидактическая связка этапов образования (Соколова Г. К., Чжун Хуа, Зотова Т. Н.) - преемственность трактуется как согласованность содержания, форм и методов обучения между дошкольным и начальным образованием и основной акцент делается на согласование дидактических моделей, методов и целей;
- психолого-педагогическая преемственность (Скопина О. А., Джемендзюк Л.Л., Забровская О.В.) - понимается как необходимость сохранения и развития индивидуальных особенностей ребенка, его позитивной «Я-концепции», мотивации и эмоционального состояния. В данном контексте преемственность – это про плавность и адаптивность изменений в образовательной среде;
- институциональная и управленческая преемственность (Ерахтина Т.А., Майер А. А., Попова Е. П.) - рассматриваются организационные и управленческие условия, обеспечивающие единство требований, целей и содержания образовательных программ и где подчеркивается важность меж институционального взаимодействия между дошкольной организацией и школой;
-культурологическая и этнопедагогическая перспектива (Галаова Н. Б., Иванова Е. А., Мирзоева М. Х.) - преемственность трактуется как сохранение культурных традиций, этнической идентичности и ценностей при переходе ребенка из дошкольной организации в школу;
- функциональная и предметно-ориентированная преемственность (Савинова Р. В., Аникудимова Е. А., Белошистая А.В.) которая понимается как плавный переход в рамках конкретных учебных дисциплин: математика, естествознание, экология и др.).

Таким образом, в педагогических исследованиях преемственность рассматривается в контексте нескольких компонентов:

- содержательного (согласование образовательных программ, тематики и учебных материалов);
- методического (преемственность в методах и технологиях обучения);
- организационного (наличие комплексных структур «детский сад – начальная школа»);
- психологического (учет готовности, мотивации и адаптации ребенка);
- социально-культурного (поддержание среды и ценностей, близких ребенку)
- личностно-ориентированного (развитие «Я-концепции», инициативности, самостоятельности).

В ФЗ №273 «Об образовании в РФ» понятие преемственности употребляется 4 раза (статьи:11, 63, 83, 85), однако содержательно не раскрывается.

Мы считаем, что целесообразно содержательное определение данной категории на нормативном уровне (в ФГОС, ФОП, Концепции?) с четким указанием на то, что преемственность в образовании – это не просто переход ребенка с одной образовательной ступени на другую, а грамотно выстроенная система обеспечения непрерывности образования с учетом своеобразия каждого этапа развития ребенка, которая включает согласование целей, содержания, методов и условий обучения, поддерживает личностное развитие и обеспечивает комфортную адаптацию ребенка на новом этапе.


Какова цель преемственности?

Современная образовательная парадигма ориентирована на приоритет идеи самоценности детства как уникального этапа развития личности. Однако в практике часто старший дошкольный возраст рассматривается как период, на котором преобладающей задачей является подготовка ребенка к школе, и непросто подготовка, а «натаскивание» его в преддверии будущего обучения. В настоящее время массовый характер приобретает раннее обучение детей старшего дошкольного возраста письму, чтению, математике в ущерб развитию игровой деятельности, физическому развитию, формированию коммуникативных навыков и др. Происходит своего рода «перенос» программы первого класса с преобладанием учебной деятельности как ведущей в пространство развития детей дошкольного возраста.

Это приводит к так называемой «ложной готовности» к школе, когда дошкольники, поступившие в первый класс, умеют писать, считать, читать, но это зачастую происходит механически, а на самом деле дети не знают состав числа, читают «проглатывая» буквы, неправильно пишут и соединяют прописные буквы, у них плохо развита мелкая моторика, воображение, произвольность, им трудно устанавливать межличностные отношения в новом коллективе и т. д. На деле получается подстраивание содержания дошкольного образования логике начального общего образования и в результате ребенок «лишается» целого года детства, который превращается в «репетицию» будущего школьного обучения.


В данной связи возникает закономерный вопрос: кто под кого должен подстраиваться – ребенок под школу или школа под ребенка? Нам представляется, что скорее школа должна действовать в соответствии с логикой развития ребенка, зоной его ближайшего развития (Л. С. Выготский), а не наоборот, когда происходит натаскивание ребенка под требования школы.

Мы считаем, что целью преемственности дошкольного и начального этапов образования является обеспечение непрерывного и целостного процесса развития личности ребенка, в котором каждый возрастной этап сохраняет свое качественное своеобразие, а образовательная среда адаптируется под особенности развития и потребности детей. Переход от дошкольного образования к начальному общему образованию должен быть организован как логическое продолжение уже освоенного опыта, а не как резкая смена форматов и требований.

Реализация преемственности дошкольного и начального этапов образования должна строиться на принципах:

- сохранения ценности детства — признание дошкольного периода как уникального этапа психофизиологического и личностного становления, не сводимого к подготовке к школе;
- возрастной адекватности — учет специфики ведущих видов деятельности (игры, общения, исследования) в дошкольном возрасте и постепенное введение элементов учебной деятельности;
- поддержке инициативы и самостоятельности — формирование условий для свободного выбора, исследования, взаимодействия и совместного творчества;
- индивидуализации образовательной траектории — учет темпов развития, психологических особенностей и жизненного опыта ребенка;
- психолого-педагогической согласованности — совместная работа воспитателей и учителей начальных классов в рамках единой модели развития ребенка;
- преемственности образовательной среды — создание пространственно-предметной и коммуникативной среды, поддерживающей ощущение безопасности и знакомости.

Основными направлениями преемственности дошкольного и начального образования должны стать следующие.

Согласование целей и результатов образования

ФГОС ДО и ФГОС НОО необходимо интегрировать в единую логическую систему: личностные результаты, целевые ориентиры, универсальные учебные действия должны пониматься сквозь призму возрастных особенностей ребенка и его зоны ближайшего развития. Необходимо исключить практику натаскивания на формальные академические навыки и вернуть приоритет развитию инициативности, произвольности, коммуникативных способностей и познавательной мотивации.

Разработка преемственных образовательных программ

Содержание образовательных программ должно обеспечивать переход от игровой и познавательной деятельности к учебной без резкого разрыва, с постепенным усложнением задач и сменой форм взаимодействия. Особенно важно обеспечить сохранение игровой деятельности как формы освоения учебной позиции в начальной школе.

Подготовка педагогов к работе в логике преемственности

Педагоги дошкольного и начального звена должны быть вовлечены в совместные методические объединения, обсуждать результаты наблюдений за детьми, разрабатывать единые подходы к диагностике и сопровождению.

Особое внимание необходимо уделить устранению разночтений в трактовке понятия «готовность к школьному обучению». В настоящий момент отсутствует единое понимание этого термина среди педагогов дошкольного образования, учителей начальных классов и исследователей. Для одних «готовность» означает овладение базовыми академическими навыками (чтение, письмо, счёт), для других — сформированность личностной и социальной зрелости, произвольного поведения и внутренней мотивации.

Такое концептуальное расхождение мешает выстраиванию преемственных программ и затрудняет выработку общих педагогических стратегий. Поэтому крайне важно в рамках межуровневого взаимодействия педагогов и специалистов выработать согласованную и научно обоснованную модель готовности, учитывающую как познавательные, так и социально-эмоциональные аспекты развития ребёнка.

Создание преемственной образовательной среды

Обустройство школьного пространства с учетом элементов дошкольной среды (зоны уединения, игры, совместной деятельности), сохранение форм совместного обсуждения, поддержки, эмоционального контакта позволяют минимизировать тревожность детей и создать условия для безопасного перехода.

Дифференцированные маршруты адаптации

Реализация индивидуализированных стратегий перехода (особенно для детей с ОВЗ, одаренных детей, учащихся с трудностями социализации) должна стать важным направлением. Это предполагает не универсальные подходы, а гибкость и вариативность организационных форм, времени, педагогического сопровождения.

Переход к модели подлинной преемственности позволит:

- минимизировать стресс адаптации ребенка к школьной среде;
- сохранить мотивацию к познанию и инициативу;
- укрепить связь между этапами образования;
- создать основу для формирования полноценной учебной деятельности;
- поддержать физическое и психоэмоциональное благополучие детей.

Таким образом, преемственность дошкольного и начального образования представляет собой ключевое условие формирования устойчивой, развивающейся и гуманной образовательной системы, в центре которой — не требование, а сам ребёнок как уникальная и развивающаяся личность.

Литература

1. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Т. Д. Марциновская. – М.: Знание, 1994. – 191 с.
2. Давыдов В. В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней//Вопросы психологии. 1997.№1.С.3-18.
3. Запорожец, A.B. Роль дошкольного воспитания в общем процессе всестороннего развития человека // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9.
4. Рубанов В.Г.. Понятие «преемственность» и его социальное измерение//Известия Томского университета, 2013, Т.323. №6.С.103-109.
5. Шахманова А. Ш., Пономарева Е. В. Взаимодействие дошкольной организации, семьи и школы как условие повышения качества подготовки детей к обучению в школе (научная статья) Начальное образование. 2021. №1. С. 8–16/
6. Шахманова А. Ш., Пономарева Е. В. Педагогическое взаимодействие дошкольной организации семьи и школы в обеспечении готовности детей к школьному обучению (научная статья) Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. №3. 2022. С.9-18.
7. Шиян О.А., Ле-Ван Т.Н., Львовский В.А., Копасовская С.К., Якшина А.Н., Задаев С.А.. Концепция преемственности дошкольного и начального образования в эпоху перемен. Известия МГПУ. Серия «Педагогика и психология» С. 23.


Форум "Ориентиры детства". Москва, МГУ, 9.08.2025




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Декабрь 2025 (4)
Ноябрь 2025 (33)
Октябрь 2025 (45)
Сентябрь 2025 (30)
Август 2025 (17)
Июль 2025 (29)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх