Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Как понять пожилого человека. Открытая Лекция Марины Калантаровой

  • Закладки: 
  • Просмотров: 25
  •  
    • 0


2.12.2025

1 декабря 2025 года в лектории «Серебряный возраст» завершился цикл лекций, организованных библиотекой им. Н.А. Некрасова совместно с Московским государственным психолого-педагогическим университетом (МГППУ). Финальной стала открытая лекция клинического психолога, медицинского психолога НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского ДЗМ, старшего преподавателя кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии МГППУ Марины Витальевны Калантаровой «Общаться с пожилым человеком. Как?».

В своем выступлении лектор предложила рассматривать поздний возраст как особый этап жизненного пути, связанный не столько с накоплением нового опыта, сколько с его переоценкой, осмыслением и передачей. Обсуждались возрастные задачи пожилого человека, роль наставничества и подведения жизненных итогов, а также феномен стигматизации пожилых людей в быстро меняющемся мире, где прежние знания стремительно устаревают, а ценность жизненной мудрости нередко недооценивается.

Отдельный блок лекции был посвящён феномену «института бабушек» в животном мире и человеческом обществе, психологии мудрости и особенностям познавательных процессов в пожилом возрасте. Марина Витальевна показала, что когнитивные изменения в старости — это не только про потери, но и про иные способы переработки информации, возможность принимать оригинальные решения, опираясь на жизненный опыт и интуицию. Участники узнали, какие особенности памяти, внимания и восприятия важно учитывать, когда мы обращаемся к пожилому человеку с просьбой, рекомендацией или за советом.

Марина Витальевна подчеркивала в лекции, что пожилой человек — это не сумма возрастных изменений, а носитель уникальной жизненной истории, и от того, замечаем ли мы эту историю и обращаемся ли к ней в общении, во многом зависит качество диалога между поколениями.


Практическая часть выступления была посвящена конкретным рекомендациям по общению с пожилыми людьми. Обсуждалось, как говорить, чтобы быть понятным и не обесценивать собеседника: строить высказывания поэтапно и лаконично, избегать сленга и культурных отсылок, которые могут быть незнакомы старшему поколению, обращаться к человеку, а не к его дефицитам, интересоваться мнением, давать пространство для эмоций и в то же время поддерживать ощущение достоинства и активного долголетия.

Вопросы слушателей отличались тематическим разнообразием. Участников, в частности, интересовало, нужно ли «сепарироваться» от старших поколений или, напротив, тесные связи с ними могут поддерживать развитие всех поколений; что именно стоит за «оригинальностью» решений пожилых людей; сохраняют ли люди умственного труда большую когнитивную гибкость в позднем возрасте; как общаться с пожилыми с тяжелыми когнитивными нарушениями и при этом не раздражаться. Звучали вопросы о границах естественного и «заданного свыше» в долголетии и здоровье, о влиянии искусственного интеллекта на когнитивные способности, о том, возможен ли репродуктивный период, продолжающийся до старости, как у некоторых животных. Часть вопросов участники адресовали лектору уже в индивидуальном порядке после окончания встречи.

Атмосферу лекции можно охарактеризовать как сочетание теплой, поддерживающей обстановки и выраженного запроса на практико-ориентированное знание: слушатели внимательно следили за выступлением и записывали ключевые тезисы. Значительная часть участников осталась после завершения основной части мероприятия, задавали дополнительные вопросы, обсуждали услышанное друг с другом.

Среди присутствующих было много тех, кто ищет конкретные рекомендации для общения с пожилыми родственниками. Лекцию также посетили представители «третьего возраста», заинтересованные в лучшем понимании происходящих с ними изменений и снижении тревоги по поводу наблюдаемых возрастных симптомов. Отдельную группу составили специалисты, работающие с пожилыми людьми (в том числе мастера творческих мастерских), которые стремятся повысить свою профессиональную компетентность во взаимодействии с возрастными группами.

Отклик на лекцию оказался исключительно позитивным. В своих комментариях, слушатели отмечали уважительное и бережное отношение Марины Витальевны к пожилым людям, образный и доступный язык изложения, а также «нетрагичный» взгляд на поздний возраст, способствующий снижению тревоги за собственное состояние. Особую благодарность слушатели выразили за конкретные, применимые в повседневной жизни советы, которые участники намерены интегрировать в общение со своими родственниками. Многие подчеркнули желание посещать и последующие лекции М.В. Калантаровой.


Лекция прошла в рамках цикла «Серебряный возраст», посвящённого психологическим аспектам поздних этапов жизненного пути. Ранее в лектории состоялись открытая лекция психофизиолога Веры Дмитриевны Третьяковой «Возрастные изменения мозга. Что может влиять на этот процесс?» (31 октября 2025 года) и лекция клинического психолога Ирины Фёдоровны Рощиной «Взгляд психолога на поздний возраст. Что и как меняется в психике?» (11 ноября 2025 года).

Видеозапись цикла лекции «Серебряный возраст» будет доступна ориентировочно в декабре 2025 года в социальных сетях и на сайте Библиотеки Некрасова.

Цикл лекций «Серебряный возраст» – площадка для открытого разговора о возрасте и долголетии. Координатор курса – Анна Александровна Шведовская (МГППУ).

Портал психологических изданий PsyJournals.ru




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Декабрь 2025 (4)
Ноябрь 2025 (33)
Октябрь 2025 (45)
Сентябрь 2025 (30)
Август 2025 (17)
Июль 2025 (29)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх