Япония - не просто страна церемоний. Япония -
сама церемония. Уже не природный ландшафт (а если в Японии что-то чисто природное?) как уже предназначен для медитативного церемониального созерцания. Созерцатель угадывается везде, а не только на пейзажах Хокусая и Херошиги. В Японии дышится хайку. Это страна, где естественный процесс мироздание сливается с ритуалом миросозиданя. От этого впечатления трудно отделаться даже в гигантских мегаполисах, вроде Токио. И в нем царит невидимая непосвященному церемония, которой вы не найдете ни в Нью-Йорке, ни в Рио.
На верхнем фото храм "Золотой павильон" в старой столице Киото - естественно, тоже воплощенная церемония. Первый ярус предназначен для чаепития. Только преуспев в этом, вы можете подняться на второй, чтобы заняться стихосложением. Если ваши стихи приготовили вас к медитации (не наоборот!), - добро пожаловать на третий ярус. Там и медитируйте. А дальше - как повезет. На куполе храма - птичка, похожая на нашего золотого петушка. Возможно, она вознесет вас в ваших медитациях к абсолютным вершинам. Судьба вашего Просветления решается на каждом ярусе верховным церемониймейстером.
Накануне Нового года студентам рассказывал о роли церемоний в культуре. Церемония – не только сохранение и передача традиции или даже глубже – механизм воспроизводства социальной общности. В церемонии приоткрываются те жизненные смыслы, которые вне церемонии скрыты для человека.
Церемония – это язык сознания. Проследил это на примере японских чайных церемоний. И вспомнил, как в Киото вместе с Леной Кравцовой вперся в павильон на чайную церемонию с банкой холодного чая. У Лены был маленький сок, с которым она обращалась очень деликатно. А у меня профанная банка чая из автомата на сакральной церемонии чаепития, овеянной именами подвижников японского буддизма: Мурата Дзюко, Такэно Дзёо и Сен-но Рикю. Я, конечно не хлестал оттуда жадно, а степенно прихлебывал из тявана (чаши), но баночка была рядом. Это почище, чем в Тулу со своим самоваром. Конечно, никто из учтивых японцев не подал виду. А мои японские друзья подарили мне набор для чайной церемонии и церемонии пития саке, которая распадается на несколько ритуалов.

А вот и принесли саке, в том же Кобе. Без особых церемоний, в ресторанчике можно полулежа на подушках, на татами, в окружении сэнсеев. Хоть уже это и есть церемония, хорошая церемония. По большому счету, с саке церемонятся не меньше, чем с чаем, если не больше. Тогда и распробуешь. Церемонию. Саке не каждый распробует. Только самурай. Поскольку я там же был объявлен дружеской профессурой «настоящим самураем», будем считать, распробовал. Никаких «чоко» (нечто среднее между чашечкой и рюмкой) после первого «Кампай!» («Буддим!», по-нашему). «Кампаев» должно быть много, с погружением. А для начала с саке нужно познакомиться (наши согревания в ладонях-обнюхивания достойных коньяков, чему меня папа учил, для неофитов), привлечь к себе его внимание, заинтриговать собой, обольстить и… уж тогда, очень нежно и трепетно. Все-таки, саке - это не оно, это девушка, и вы у нее первый. Лучшее саке готовят на юго-западе острова Хоккайдо. Самобытная водка в Японии тоже есть. Но это другая история, не будем мешать.

А этот напиток тоже предполагает церемонию, но куда более простую. Правда, чтобы попасть на его родину, надо пересечь Тихий океан.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта