На днях сразила печальная весть из Украины. 16 июля в г. Херсоне скончался Владимир Николаевич Лоскутов, доктор психологических наук, полковник ФСБ в отставке, действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса, профессор кафедры теории и истории психологии Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ. . . .Володя Лоскутов, мой коллега и друг. Года не прошло, как он потерял своего любимого учителя генерала и известного ученого-психолога Алексея Даниловича Глоточкина, и вот теперь ушел вслед за ним. Алексею Даниловичу было 82 года (которые, правда, дать ему было невозможно), Володе – всего 54 .
Инсульт доделал то, что должна была сделать Афганская война, но не сделала. Полевой хирург поражался, извлекая осколки из тела Володи: чудо, что жив! Ведь офицер спецназа Владимир Лоскутов, сын Героя Советского Союза, суворовец с 9 лет, выпускник высшего училища КГБ СССР был не только тяжело контужен, не только с болью передвигался (до конца жизни) на прострелянных ногах. Осколочное ранение из гранатомета он получил в левую лопатку, прямо напротив сердца. Да и всего его тело было буквально изрешечено, я видел – однажды он просто «для иллюстрации» задрал рубашку, когда мы вдвоем обсуждали тему «вопрос цены» той войны.
Позднее, в 80-х гг., окончив Военную Академию, он получил специальность психолога-исследователя. Еще в годы обучения в Академии судьба свела Володю со знаменитым Константином Константиновичем Платоновым – основоположником отечественной авиационной психологии, военным врачом и летчиком. Профессор Платонов стал его первым учителем, будучи и учителем А.Д.Глоточкина. Володя не уставал восхищаться «дедом», как они с Алексеем Даниловичем между собой называли Константина Константиновича. Свою любовь к учителю он выражал не только в словах. В.Н.Лоскутов провел колоссальную работу, чтобы к 100-летию К.К.Платонова, имя которого незаслуженно стали подзабывать даже специалисты в области военной психологии, вышел в свет сборник уникальных воспоминаний Константина Константиновича «Мои встречи на великой дороге жизни». А на этой дороге ему встречались такие выдающиеся люди, как дрессировщик В.Л.Дуров, физиологи - И.П.Павлов, А.А.Ухтомский, Н.А.Бернштейн, В.М.Бехтерев, психологи - С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Б.М.Теплов, полярники – О.Ю.Шмидт, В.Ю.Визе, Г.А.Ушаков и многие другие.
Володя Лоскутов с родителями
Защитив кандидатскую диссертацию, В.Н.Лоскутов уходит работать в КГБ СССР. Там он дослуживается до звания полковника и ему доверяют руководство управлением. В августе 1991 года «железного Феликса» убирают с постамента на Лубянке, а Володя в тот же день снимает портрет Дзержинского со стены в своем кабинете, упаковывает его вместе с другими вещами и навсегда покидает Комитет. Чуть позже прессу обошел снимок постамента, на котором краской было написано: «Прости, Феликс, не уберегли!». Эту надпись сделал ночью Володя Лоскутов. Потом бывшие коллеги рассказывали ему, что автора искали. Да так и не нашли. Честный офицер Владимир Лоскутов не был сталинистом. Просто Феликс являлся для него, и не только для него, символом долга той стране, которая оценила подвиги его отца звездой Героя. Володя так до конца и остался принципиальным советским человеком, о чем говорил прямо. При этом он сохранял толерантность ко всем иным убеждениям, если они не попирали норм человеческой порядочности. На мои не самые прокоммунистические высказывания Володя реагировал спокойно, а если находил их остроумными – от души смеялся. Кстати, сам он был непревзойденным балагуром.
Уйдя из КГБ, В.Н.Лоскутов не пополнил собой рядов «непримиримой оппозиции», в 1993 г. не участвовал в октябрьских событиях, а занимался защитой своей докторской диссертации. Параллельно занятиям наукой и преподаванием, он открывает на Украине свой бизнес, который со временем становится весьма успешным. И в этом он не идет наперекор своим убеждениям. Как известно, Дзержинский относился к числу самых последовательных сторонников рыночной экономики при социализме и не считал НЭП «временной мерой».
Володя был не просто полон планов. Он кипел ими. Один из этих планов – открытие специализации по военной психологии в гражданском вузе, РГГУ мы вынашивали с ним, А.Д.Глоточкиным и Е.Е.Кравцовой еще год назад. Сейчас он постепенно реализуется. Но уже нет в живых ни Алексея Даниловича, ни Владимира Николаевича. . .
Володя Лоскутов жил жадно, что означало - щедро, и не щадил себя. Жил на две страны, на два города (точнее – на три, если к Москве и Херсону добавить еще и Арзамас, где он также преподавал в замечательном Педагогическом институте), на две семьи. Вторая семья приняла первую (за это Володя очень благодарил свою вторую супругу), и дети от второго брака воспитывались с внуками, которые были ненамного младше детей. Володя, невзирая на жесточайшую занятость (бесконечные перелеты и переезды, не говоря уже о делах текущих), уделял все свое свободное время им. Проблемы распределения любви между детьми и внуками для него не существовало. Он одинаково принадлежал тем и другим. Целиком и полностью.
Володя был одареннейшим рассказчиком (каким остался и в памяти участников нашей последней товарищеской встречи чуть больше месяца назад). Особо удавались ему притчи. Вот – одна из его любимых:
«Приходит человек к мудрецу и говорит: «Мудрец, помоги, посоветуй, что делать. Опустил руки, хоть в петлю. Все обрушилось, все - впереди бездна!» Мудрец ему говорит: «Не отчаивайся, придешь домой, сядь перед зеркалом и посмотри себе в глаза, потому, что только в зеркале человек может заглянуть себе в душу и тихонечко скажи: «Так будет не всегда».
Проходит какое-то время и этот человек снова приходит к мудрецу и говорит: «О, мудрец, ты велик, ты – Бог. Ты знаешь все. Как ты мне посоветовал, так я и сделал. Ты был прав. Я сегодня богат, у меня есть все, я владею всем. Я на вершине. А мудрец ему тихо: «Придешь домой, сядь к зеркалу, посмотри себе в глаза и тихонько скажи. . .»».
Светлая память.
На развитие сайта