Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Людмила Кожурина. Новая форма принуждения к лучшим результатам

  • Закладки: 
  • Просмотров: 941
  •  
    • 0
 

Людмила Кожурина

Новая форма принуждения к лучшим результатам

Государственная итоговая аттестация в 9-м классе стала очень похожей на ЕГЭ

С начала учебного года уже три месяца прошло, а вопрос о новой форме экзаменов в 9-х классах не перестает будоражить школу: в мае 2009-го в 74 регионах страны Государственная итоговая аттестация (ГИА) будет проводиться по-новому.

На региональном и муниципальном уровнях, в школах предстоящую аттестацию называют не иначе как «ЕГЭ», хотя по статье 15 Закона РФ «Об образовании» Государственная (итоговая) аттестация в форме ЕГЭ проводится только по окончании среднего общеобразовательного учреждения выпускниками 11-х классов. При этом, по словам Любови Глебовой, руководителя Рособрнадзора, «само название «единый» связано с тем, что этот экзамен является формой итоговой аттестации в школе и формой вступительных испытаний в вузе».

Однако народное именование – не всеобщее заблуждение. Задания по форме близки к ЕГЭ, часть из них – с выбором ответа, работы выполняются на специальных бланках, их проверяет независимая комиссия. Суть та же, а вот ситуация с девятиклассниками в школе совсем другая.

 

«И грянул вдруг, как с облаков»

В ноябре 2008-го Рособрнадзор объявил о том, что в 2010 году новый экзамен вступит в штатный режим, так что включаться в него надо всем, прямо сейчас. Это при том, что еще в марте руководство Рособрнадзора заявляло: «Вообще говоря, ЕГЭ в 9-х классах – это изобретение журналистов», а в сентябре Андрей Фурсенко говорил о таком экзамене как о пожелании.

Что произошло? Почему не дали времени на переход? Почему, не дождавшись новых стандартов, требуют итоговых результатов обучения? И каких? Тех, что весьма неопределенно сформулированы в стандарте 2004 года?

Правильный ответ: золотой телец попутал. Поскольку показатель «введение новой формы аттестации в 9-х классах» был одним из наиболее важных при принятии решений о включении региона в национальные проекты, многие заявили о быстром переходе к ГИА. Регионы получили дополнительное финансирование, а то, что в школах это решение создало большое напряжение, – дело десятое.

Вот такой замес у этого предприятия.

Заново переписывать планы?

«Совершенствование и апробация механизмов и содержания Государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по новой форме в условиях построения ОСОКО» – это проект. Там модели, пакеты документов, комплекты, машиночитаемые бланки… миллионы рублей, вложенные в разработку всего этого, и тысячи часов инструктивных совещаний-семинаров, оргконсультаций. Там размах, масштабы. А на местах что? «Жизни мышья беготня».

«В этом году даже самые добросовестные учителя, работающие в девятых классах, испытывают колоссальное психологическое напряжение, – рассказывает завуч школы из региона, впервые подключившегося к новой форме Государственной аттестации в 9-х классах. – Страшит многое. Не тот настрой у детей на учебу, какой появляется у старшеклассников. Не тот родительский контингент. Не те формы контроля, к каким привыкли дети. Да что там, наши учителя заново переписывают планы, потому что надо не программу изучать, а к тестам готовить. Все менять надо».

Учителя из малых городов и сельских школ в панике: «Да половина не сдадут, а часть и вовсе не придут – им что, родители или на заработки уехали, или пьют, внимания на детей не обращают. Мы их, конечно, тянем, как можем, но отвечать за всю социалку – нет, это уже слишком».

Понятен и подтекст: учителя испуганы не только введением внешней аттестации, но и ее последствиями в связи с новой системой оплаты труда.

Жаждущим правды

С точки зрения управленцев, вводить независимую систему оценки качества образования необходимо на разных ступенях школы. Это, наверное, правильно. Вопрос – как это делать, чтобы система была введена без существенных негативных последствий для людей? Тут откровенность не помешает.

Да, учителя боятся, потому что речь идет о «создании двусторонней оценки подготовки учащихся и преподавательского состава». То есть за результат ученика отвечает учитель, и в Чите уже «выявляют причинно-следственные связи низких оценок», а в Томской области «результаты ГИА используются при аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих кадров».

Потому боятся, что, как написано в региональных документах, цель ГИА – «уменьшать риски получения нестопроцентного образования», «искоренить случаи выставления недостоверной оценки». Уже статистическую картинку нарисовали: 18% девятиклассников, получивших по русскому языку двойки на объективном тестовом экзамене, имеют положительные оценки по предмету. Имена их несчастных учителей можно найти в интернете.

Между тем нигде невозможно найти официальных данных о том, сколько детей
с разными видами дизонтогенеза (ЗПР, ДЦП, аутизмом, детской шизофренией) обучаются сегодня в массовой школе; сколько социально и психологически запущенных. По оценкам практиков, «трудных», практически необучаемых, процентов 15–20, и их число растет. Но заниматься защитой детства, хотя бы анализом ситуации, у нас, как видно, неперспективно. Перспективно – «совершенствовать механизмы контроля». Искать и находить новые способы уличения педагогов, оставленных наедине со всеми проблемами массовой школы и шире – общества.

Без выбора ответа

На сайте www.ctege.org идет голосование: «не против нового экзамена» – 1955 человек, «от нас ничего не зависит» – 1651, «против» – 11 099.

Может быть, стоит отказаться от участия в ГИА? Допустим, регионы – участники нацпроекта этого сделать не могут, а остальные? Ведь нормативных документов, обязующих проходить итоговую аттестацию в 9-м классе в новой форме, не существует. Идет эксперимент, и ни школу, ни учащихся никто не может заставить участвовать в нем, если они не согласны. По закону так: детям и родителям надо написать заявление, и тогда администрация школы, муниципалитет обязаны организовать для них экзамен в традиционной форме. Но что закон, если не он определяет ситуации в образовании, а отношения! Дальнейшие взаимоотношения учеников и учителей, учителей и администрации школы, администрации и муниципалитета. Как же можно не согласиться с решением региональных руководителей!

…И как-то прижился у нас этот управленческий стиль: сегодня – приказ из департамента, через год – закон.

Первое сентября. № 22/2008

Данные голосования на момент размещения статьи на сайте:

Вы против ЕГЭ в 2009?


Нет, я не противЛюдмила Кожурина. Новая форма принуждения к лучшим результатам (3327)
Я против ЕГЭ (19029)
Мне всё равно (477)
От нас это не зависит (2865)

По результатам сайта www.ctege.org.




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
В Госдуму внесен законопроект о добровольной сдаче ЕГЭ
26-08-2013
В Госдуму внесен законопроект о добровольной

Л.Глебова: Девятиклассники будут сдавать не ЕГЭ, а ГИА
08-10-2009
Л.Глебова: Девятиклассники будут сдавать не ЕГЭ,

Минюст утвердил основные документы по ЕГЭ
26-01-2009
Минюст утвердил основные документы по ЕГЭ

  • Календарь
  • Архив
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Март 2024 (57)
Февраль 2024 (47)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (59)
Ноябрь 2023 (44)
Октябрь 2023 (48)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх