27 Февраля 2009
Новые образовательные стандарты будут введены в российских школах с 1 сентября 2009 года. Об этом сообщил сегодня министр образования и науки Андрей Фурсенко на заседании правительства РФ. По словам министра, согласно подписанному несколько дней назад постановлению, стандарты школьного образования утверждаются правительством РФ.
В течение следующей недели будет создан Совет по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования, в который войдут эксперты, ученые, представители учителей, разработчиков стандартов, в том числе Российская академия образования. Одновременно будет утвержден порядок проведения независимой экспертизы.
По словам министра, в настоящее время уже существуют проекты образовательных стандартов, которые должны пройти сначала экспертизу, общественные обсуждения. Как отметил Андрей Фурсенко, некоторые из проектов уже сейчас находятся в свободном доступе и активно обсуждаются. Утверждение их Советом будет происходить только после проведения общественных слушаний.
Новому времени новые стандарты
Александр Асмолов, заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М. В. Ломоносова, вице-президент Общества психологов России:
- Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз. Время предъявляет новые требования, меняется жизнь, меняются информационные потоки, поэтому и необходимо разработать новые модели стандарта, ориентированные на будущее.
Мы должны утвердить федеральный свод правил - нижнюю планку развития образования
Исаак Калина, заместитель министра образования и науки РФ:- Русский язык очень интересно присвоил слова "стандарт" и "шаблон". "Шаблон" четко принял, как "иначе нельзя". А вот слово "стандарт" уже толкуется гораздо свободнее. Мы привыкли, когда говорим "стандарт", понимать под ним - "хуже нельзя". Нет словосочетания "высокие шаблоны", однако есть "высокие стандарты". Поэтому не зря у нас не "образовательные шаблоны", а "образовательные стандарты". Это означает, что мы должны утвердить федеральный свод правил - нижнюю планку развития образования, то есть "хуже этого быть не может", не должно! И то лучшее, что свыше стандарта, постепенно должно задавать новый, более высокий стандарт уже для всех. Министерство завершает формирование трех категорий требований: к структуре основных образовательных программ, к условиям реализации основных образовательных программ, к результатам освоения основных образовательных программ.
Риск введения нового стандарта - неготовность учителей и управленцев
Елена Губанова, заведующая кафедрой управления образованием Саратовского ИПКиПРО:
- В качестве рисков введения нового стандарта я бы назвала неготовность учителей и управленцев к работе в новых условиях, риск нарушения единого образовательного пространства и принципов преемственности.
Что, собственно, является стандартом образования?
Алексей Воронцов, директор НОУ "Открытый институт "Развивающее образование":
– Что, собственно, является стандартом образования? Это тот макет, который мы обсуждаем, или это документ, или пакет документов, программ базисного плана? Что именно ляжет на стол обычному учителю, директору школы, начальнику управления образованием? Допустим, стандарт – это макет из 40 страниц. Какие документы будут обеспечивать реализацию этого стандарта и будут ли они прописаны в самом стандарте? Каким будет статус этих подстандартных документов: статус нормативного документа или статус рекомендательных материалов? Какими будут механизмы их принятия? Некоторые боятся, что принятие нового стандарта приведет к разрушению единого образовательного пространства России. Одни считают, что это единая программа, которая позволит нам от Калининграда до Магадана удерживать единое пространство, у других – иное мнение. Кстати, ознакомившись с текстом стандарта, я пришел к выводу, что там нигде про единое образовательное пространство в нашем понимании не сказано, и каким образом стандарт будет обеспечивать поддержание этого единого образовательного пространства – тоже.
На развитие сайта