13 Марта 2009
Минобрнауки РФ и экспертное сообщество обсуждают возможность сделать предшкольную подготовку детей в старших группах детских садов обязательной, сообщает Газета.Ru со ссылкой на заявление директора Департамента госполитики в образовании Минобрнауки Игоря Реморенко.
"В рамках интегрированного закона "Об образовании" сейчас обсуждается идея сделать обязательным последний год обучения детей в возрасте 5-6 лет в дошкольных учреждениях", – сказал он, выступая в четверг, 11 марта, на Всероссийском форуме работников системы дошкольного образования.
По словам Игоря Реморенко, такая практика уже существует в ряде европейских стран.
Сейчас Минобрнауки готовит новый интегрированный Закон "Об образовании", работу над которым планируется завершить к концу 2010 года. Игорь Реморенко отметил, что предложение сделать обязательной предшкольную подготовку детей после обсуждений может войти в этот законопроект.
www.5ballov.ru
Здесь возможны два сценария развития событий.
Первый – оптимальный - сценарий предполагает превращение завершающего этапа дошкольного образования в полноценную образовательную ступень, причем, обязательную. Более того, в тенденции нужно стремиться к тому, чтобы и на остальных его этапах дети получали именно образование. Но это должно быть дошкольного образование – специфическое, приведенное в соответствие не только с морфофизиологическими, но и психологическими особенностями возраста, в основе которых лежит своеобразие присущих ему видов деятельности. Ради сохранения и обогащения (по А.В.Запорожцу – амплификации) дошкольного детства. А в дошкольном детстве ведущим из этих видов деятельности, как известно, является игра, которая внутренне связана с разнообразными формами общения и творчества детей. «Игра, общение, творчество», а не школьная пропедевтика – вот «формула» дошкольного образования. Обо всем этом мы вместе с Г.Г.Кравцовым и Е.Е.Кравцовой писали более двух лет назад в Концепции образования детей старшего дошкольного возраста. К этому не устаем призывать с трибун (см., например, здесь).
Есть опасения, что события будут разворачиваться по второму, худшему сценарию – укорачивания дошкольного детства на один год, который будет «пристроен» к начальной школе. Во-первых, это – административный сценарий, который вынашивается чиновниками уже 5 год и на воплощение которого они готовы выделять средства. Во-вторых, с точки зрения вложения интеллектуальной силы этот путь - значительно менее сложный и затратный, чем попытка придать дошкольному образованию собственно образовательный статус. Единственное, что это – путь в никуда, по прохождении которого от дошкольного образования останутся руины, а система общего образования обострит свои старые проблемы и с неизбежностью получит новые (подробная аргументация - тут).
Что касается нового законопроекта, о котором упоминает И.Реморенко, то весной 2004 г. при Совете Федерации РФ была создана рабочая группа, перед которой была поставлена задачи разработки такого законопроекта применительно к дошкольному образованию. К сожалению, эта работа не была завершена – по причинам, не зависящим от разработчиков. Однако некоторые ее результаты могут быть использованы при подготовке нового законопроекта, которая, конечно, должна быть предварена широким обсуждением вопроса не только в профессиональных сообществах, но и обществе в целом.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта