С 15 по 17 ноября с.г. в Институте психологии им. Л.С.Выготского состоялись V Международные Чтения памяти Л.С.Выготского "Культурно-исторический подход и проблемы изучения социализации. Подробную информацию о работе Чтений планируется опубликовать в одном из ближайших номеров журнала "Вопросы психологии".
По итогам Чтений их участниками была принята Резолюция.
г. Москва
17 ноября 2004 года
Проведенные Чтения в очередной раз подтвердили, что теория культурно-историческая теория психики человека, созданная выдающимся Л.С.Выготским и развиваемая его научной школой, являет собой уникальное детище отечественной науки и культуры, подлинное общенациональное достояние России. Достижения этой теории признаны во всем мире не только в качестве исторического достояния, но и в качестве того, что определяет облик мирового гуманитарного знания в начале XXI столетия.
Очевиден общенаучный резонанс идей Л.С.Выготского. Их звучание сегодня можно обнаружить далеко за пределами психологии: в философии, социологии, культурологии, педагогике, языкознании, искусствоведении, политологии и др. В условиях поиска полидисциплинарной стратегии изучения такого сложного феномена, как современный человек, это представляется более чем актуальным. В работах Л.С.Выготского и его школы проступают контуры такой стратегии. Вместе с тем ее актуализация и уточнение по-прежнему остается открытой проблемой.
Не менее очевидно все расширяющееся влияние культурно-исторической теории на развитие различных сфер социальной практики. Центральное место среди этих сфер занимает образование. Разработанная на базе идей Л.С.Выготского и его школы практика развивающего образования во многом создает стратегический интеллектуальный ресурс России в новом столетии. Именно на этой базе достигнуты наиболее весомые успехи в реформировании российской системы образовании на протяжении последних десятилетий. «Выготскианские» (Vygotskian), развивающие модели образования получили широкое распространение в практике мирового образования, охватывая собой все ступени образовательной системы: от дошкольной до вузовской.
Участники конференции пришли к единодушному мнению о том, что эпицентром развития культурно-исторической теории на данный момент является проблематика личностного роста, творческой самореализации растущего и зрелого человека в социокультурном мире как основы преобразования самой культуры, системы социальных отношений людей внутри нее. Этим, в том числе, определяется подидисциплинарный потенциал культурно-исторической теории, заложенный ее создателем – Л.С.Выготским. Однако для его раскрытия необходимы специальные теоретические (теоретико-исторические) и экспериментальные исследования, направленные на расширение и углубление содержания этой теории. Такие исследования уже начаты, прежде всего – в Институте психологии им. Л.С.Выготского РГГУ. Есть основания предполагать, что подобные исследования способны в итоге привести к существенному видоизменению сложившихся способов связи психологической науки и социальной практики, в первую очередь – образовательной. Предварительная работа в этом направлении также ведется коллективом Института психологии им. Л.С.Выготского.
Учитывая вышеизложенное, участники конференции приняли ряд решений:
1. Учредить Международное Общество Л.С.Выготского, ориентированное на решение задач инициирования, поддержки и координации исследований по истории и теории культурно-исторической психологии, развития ее экспериментальной базы, сферы ее практических приложений, в том числе - на полидисциплинарной базе.
Отв.: Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова,
В.Т.Кудрявцев, А.В.Сурмава,
С.В.Молчанов
Сроки: IY квартал 2004 - I квартал 2005 г.
2. При участии Международного Общества Л.С.Выготского, Института психологии им. Л.С.Выготского и Фонда им. Л.С.Выготского создать Международный журнал "Культурно-историческая теория и социальная практика".
Отв.: Г.Г.Кравцов, В.Т.Кудрявцев,
Н.Н.Вересов, Д.Робинс,
Э.Камия
Сроки: IY квартал 2005 г.
2. Обратиться в Правительство РФ, Государственную Думу РФ, Совет Федерации РФ с ходатайством о поддержке издания Полного (академического) собрания сочинений Л.С.Выготского и соответствующим пакетом предложений.
Отв.: Е.Е.Кравцова, В.Т.Кудрявцев,
В.А.Лазуткин
Сроки: II квартал 2005 г.
3. Создать Международный ннтернет-портал «WW – Vygotskian World».
Отв.: А.В.Сурмава, Л.Г.Кравцов
Сроки: IY квартал 2005 г.
4. Организовать в структуре Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ Центр культурно-исторической психологии.
Отв.: Е.Е..Кравцова, В.Т.Кудрявцев
Сроки: II квартал 2005 г.
5. Создать Международный Организационный комитет 6 Международных Чтений памяти Л.С.Выготского, посвященных 10-летию Института психологии Л.С.Выготского РГГУ.
Отв.: Е.Е.Кравцова, С.В.Молчанов
Сроки: I квартал 2005 г.
.....
17 ноября в рамках Чтений была проведена Учредительная конференция Международного общества Л.С.Выготского (International Vygotsky Society).
Состоялось избрание Президуима вновь созданного Общества. В его состав по итогам голосования вошли: Г.Г.Кравцов - Президент (Россия), В.Т.Кудрявцев - Вице-президент (Россия), П.Хаккрайнен - Вице-президент (Финляндия), А.Г.Асмолов (Россия), Г.Г.Кравцова (Россия), Э.Камия (Япония), Д.Робинс (США), А.В.Сурмава (Россия), Н.Н.Вересов (Финляндия), С.В.Молчанов (Россия), Г. Ариас Беатон (Куба), Х.Т.Шерьязданова (Казахстан), Я.Халимов (Россия), И. Куинтино-Аирес (Португалия), Н.В.Дорофеева (Россия), С.Марангони (Бразилия), А.Г.Симакин (Россия), М.Рожкова-Аасе (Норвегия).
На развитие сайта