г. Москва 18 ноября 2004 года
Учредительной конференции
Международной ассоциации развивающего дошкольного образования
Последнее десятилетие привнесло радикальные изменения в систему российского дошкольного образования. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному «детскому саду» – разные типы и виды дошкольных учреждений (ДОУ). ДОУ сегодня официально работают по 12 комплексным базисным, 25 парциальным, 2 специальным (для детей с нарушениями речи) образовательным программам. Кроме того, в соответствии с Приложением 3 к приказу Министерства образования РФ от 22 августа 1996 г . № 448, в российском образовательном пространстве «прописаны» 3 категории и 6 видов ДОУ. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании по своему масштабу не уступает школьным инновациям.
Вместе с тем это движение пока не опирается на научно выверенную стратегию модернизации дошкольного образования, которая связывала бы воедино его социальные, организационные, правовые, организационные, финансово-экономические, материально-технические, психолого-педагогические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий на исторически обозримый срок.
В этом контексте инновационные процессы в дошкольном образовании разворачиваются по-преимуществу стихийно. Они тесно переплетаются и зачастую не выделяются на фоне изменений, носящих внешнюю форму инноваций.
На социальном уровне - это прежде всего трансформация статуса некогда единого «общественного дошкольного воспитания» в весьма неоднородный институт, избирательно удовлетворяющий образовательные (и внеобразовательные) потребности разных слоев общества, развитие сети негосударственных дошкольных образовательных учреждений, превращение дошкольного воспитания в открытую систему, которая оперативно реагирует на запросы родителей и общеобразовательной школы.
На финансово-экономическом уровне – это фактическое свертывание поддержки системы дошкольного образования на уровне федерального бюджета, нарастающая тенденция к использованию в целях этой поддержки возможностей региональных и местных бюджетов, а также введение многоканального финансирования данной системы в условиях постепенного сокращения ее бюджетного финансирования.
На организационном уровне – это появление новых категорий и видов дошкольных учреждений, попытки обеспечить преемственность дошкольного и общего среднего образования путем открытия дошкольных групп на базе школ, создания учебно-воспитательных комплексов «Школа – детский сад» и др., для чего, в частности, были разработаны специальные «сквозные» программы.
На программно-методическом уровне – это формирование и широкое использование новых вариантов программного и методического обеспечения деятельности ДОУ, включение в учебный план («стеку») ДОУ новых занятий («Экология», «Иностранный язык» и др.), разработка интегрированных программ и «здоровьесберегающих» образовательных технологий, интенсификация психологического сопровождения образовательного процесса.
Вместе с тем инновационные процессы в дошкольном образовании не обеспечивают решения главной задачи – его включения в систему общего образования. Речь идет о превращении дошкольного образования в полноценную ступень образовательной системы (что фактически определено Законом «Об образовании» РФ) при сохранении социокультурной и психологической специфики и самобытности дошкольного детства.
Изменение статуса дошкольного образования – мировая тенденция. Так, несколько лет назад в Финляндии произошла передача дошкольных учреждений из ведомства социальной защиты в ведомство образования, ее примеру последовала Латвия. В России (а раньше – в СССР) дошкольные учреждения, за исключением яслей, много десятилетий находятся в подчинении органов управления образованием. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного (и более ранних возрастов) нуждается не только в уходе и опеке, но в воспитании, обучении и развитии. В нем – необходимая (но не достаточная) предпосылка преобразования дошкольного звена в исходную, неотъемлемую и полноправную ступень образовательной системы в целом.
Попытки форсирования подготовки детей к школе, - путем которой на практике пытаются обеспечить преемственность дошкольного и школьного (в частности, начального) образования, – являются псевдорешением задачи превращения дошкольного образования в полноценную общеобразовательную ступень. Более того, они чреваты глубоко негативными последствиями. Среди этих последствий – масштабные нарушения соматического и психического здоровья, блокада личностного роста и, как следствие, невозможность интеграции ребенка в школьную жизнь.
Конкретные проблемы возникают в процессе разработки, распространения и внедрения инновационных программно-методических моделей.
На стадии создания – это низкая «наукоёмкость» многих новых программ и технологий, отсутствие их фундаментального психолого-педагогического обоснования, хотя именно наличие последнего традиционно характеризовало отечественное дошкольное образование. Наряду с этим неразработанность государственных стандартов дошкольного образования приводит к тому, что требования к развитию ребенка, определяемые новыми программами и технологиями, часто носят субъективный и произвольный характер.
На стадии распространения основная трудность состоит в отсутствии у большинства педагогов четко осознанных потребностей в освоении тех или иных инновационных продуктов на фоне их широкого выбора. Соответствующие оценочные критерии не выработаны, более того, сама необходимость их выработки игнорируется как в рамках педагогического образования, так и в рамках непосредственной профессиональной деятельности. Все это подменяется установкой на «инновации вообще». Именно этим обусловлена вялая динамика продвижения в образовательную практику конкретных инновационных моделей, которое носит стихийный и локальный характер. Отсутствие развитой информационно-методической базы лишь усугубляет ситуацию.
На стадии внедрения первым и главным препятствием является массовый уровень профессиональной подготовки педагога. В педагогических вузах инновационные модели изучаются лишь (в лучшем случае) в рамках спецкурсов, тогда как основные курсы построены на изложении методик традиционного образца 20-40-летней давности. Тем более, специальная работа по формированию личностной и профессиональной готовности педагогов к инновационной деятельности там не проводится. Семинары по профессиональный переподготовке педагогов в основном носят «информирующий» характер.
Второе препятствие - сложившиеся профессиональные установки (стереотипы) педагогов. Педагоги преимущественно ориентированы на потребление «готовых продуктов» инновационной деятельности, созданных разработчиками (исследователями, методистами), как это происходит в случае использования традиционных программ и методик. Это противоречит смыслу такой деятельности, которая всегда предполагает соавторство педагога-практика в ее проектировании и построении. Наряду с этим сами разработчики инновационных продуктов далеко не всегда предусматривают возможность и необходимость педагогического творчества в их ходе освоения.
Третье препятствие – реализация инновационных проектов в традиционных организационных формах.
Попытка решить эти проблемы и преодолеть эти трудности осуществлена в рамках Проекта развивающего дошкольного образования «Рекорд – Старт» (В.Т.Кудрявцев и его коллектив). В настоящее время данный образовательный проект экспериментально внедряется в 50 регионах России, включая в себя инновационное программно-методическое обеспечение, мониторинговое (психологическое, педагогическое, социологическое), медико-педагогическое и информационное сопровождение, опираясь на соответствующую организационно-управленческую базу. Он интегрирует дошкольные учреждения, начальную школу, семью, систему переподготовки специалистов (воспитателей, методистов, учителей, практических психологов, медицинских и физкультурных работников, управленцев) в решении социокультурной задачи формирования новой модели детско-взрослой общности. Идеи проекта получили свое развитие в ходе совместной работы его авторов с исследователями и практиками Японии, Финляндии, Сербии, Латвии.
Проведенные исследования раскрывают реальные возможности продуктивного внедрения проекта в федеральном масштабе. К числу зафиксированных результатов внедрения (апробации) относятся: а) повышение общего уровня психического развития детей (по ряду его основных показателей: уровень развития воображения, мышления, речи, познавательной мотивации, произвольности, коммуникативных способностей, осмысленной моторики и операциональных умений в целом); б) формирование фундамента полноценной школьной готовности дошкольников и условий для гармоничного включения детей в школьную жизнь; в) оптимизация эмоционального мироощущения детей и взрослых; г) многообразные развивающе-оздоровительные эффекты (снижение заболеваемости в дошкольных группах и классах, коррекция психосоматических состояний у детей с хроническими заболеваниями, овладение навыками саморегуляции и др.); д) развитие у педагогов креативных способностей, исследовательских интересов и стремления к творческому росту.
Наряду с этим инновационная образовательная инициатива «Рекорд – Старт» в некоторых регионах России позволила привлечь дополнительное бюджетное и внебюджетное финансирование для дошкольных учреждений и школ, создать значительное число новых рабочих мест.
Вместе с тем возникает необходимость консолидации усилий ученых и практиков, разрабатывающих и реализующих данный проект, с представителями других подходов к построению инновационного дошкольного образования.
Учитывая вышеизложенное, участники конференции приняли ряд решений:
1. Учредить Международную Ассоциацию развивающего дошкольного образования (МАРДО) в целях решения задач:
Отв.: В.Т.Кудрявцев, Г.П.Новикова, Э.Камия,
В.А.Лазуткин, Л.А.Амётова
Сроки: YI квартал 2004 г . - I квартал 2005 г .
2. Организовать сеть отделений МАРДО, включающих зарубежные (Финское, Японское, Сербское, Латвийское) и российские региональные (Центрально-Черноземное, Южное, Поволжское, Дальневосточное, Алтайское, Уральское, Ханты-Мансийское, Ненецкое, Якутское, Московское городское, Московское областное, Красноярское) отделения.
Отв.: В.Т.Кудрявцев, Э.Камия, П.Хаккарайнен,
Н.Н.Вересов, В.Яниевич-Попович,
Б.А.Зельцерман, Г.П.Новикова,
Г.П.Новикова, О.А.Попова,
Р.Г.Мухаметзянов, М.В.Копытина,
Т.М.Баринова, Е.Л.Горлова,
Н.В.Дорофеева, Н.Н.Лебедева,
В.С.Луценко, Т.П.Фомичева,
М.М.Цапенко, Н.А.Смирнова,
С.М.Лазутина
Сроки: IY квартал 2004 г . – II квартал 2005 г .
3. Обратиться в Правительство РФ, Государственную Думу РФ, Совет Федерации РФ, к руководству ряда политических движений и партий с пакетом предложений по поддержке инновационных процессов в дошкольном образовании.
Отв.: В.Т.Кудрявцев, Е.Е.Кравцова, В.А.Лазуткин,
О.А.Попова, С.М.Лазутина
Сроки: IY квартал 2004 г . – I квартал 2005 г .
4. Начать систематическое освещение деятельности МАРДО в средствах массовой информации.
Отв.: В.Т.Кудрявцев, В.М.Кузина,
А.В.Гейшина, М.С.Аромштам
Сроки: I квартал 2005 г .
5. Создать сайт МАРДО в Интернете.
Отв.: В.Т.Кудрявцев, М.И.Макаревич
Сроки: II квартал 2005 г .
6. Создать Международный Организационный комитет по организации I -ой Конференции МАРДО и провести ее в г. Москве в ноябре 2005 г .
Отв.: В.Т.Кудрявцев, Г.П.Новикова, Э.Камия
Сроки: IY квартал 2004 г . - IY квартал 2005 г .
7. Совместно с Институтом развития дошкольного образования РАО, Департаментом образования г. Москвы и АНО «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева» провести в г. Москве II Всероссийскую научно-практическую конференцию «Развивающая педагогика оздоровления».
Отв.: В.Т.Кудрявцев, И.Л.Кириллов, М.М.Цапенко
Сроки: III квартал 2005 г .
8. Принять участие в организации Международной конференции «Развивающее экологическое образование: воображение и становление Образа Мира» (планируемый срок проведения – I квартал 2006 г .)
Отв.: Э.Камия, В.Т.Кудрявцев
Сроки: IY квартал 2004 г . - IY квартал 2005 г .
На развитие сайта