04 Мая 2009
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) поддерживают отличники и педагоги, готовые повышать свой профуровень, а среди его противников – двоечники и подростки с повышенным уровнем тревожности. Таковы выводы исследования, проведенного в преддверии этого экзамена Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Напомним, с 26 мая по 19 июня впервые все выпускники российских школ в обязательном порядке будут сдавать ЕГЭ.
Результаты исследования показывают, что среди сторонников ЕГЭ, как правило, отличники и хорошисты, ответственно относящиеся к учебе, верящие в свои силы, а также школьники, у кого брат, сестра или близкий друг уже сдавали данный экзамен. Также ЕГЭ поддерживают передовые педагоги, готовые повышать свой профессиональный уровень и не боящиеся внешних оценок результатов своей работы, а также выступающие за борьбу с коррупцией при выпускных экзаменах в школе и поступлении в вуз.
Среди сторонников единого госэкзамена оказались родители с высокими адаптивными качествами, убежденные, что ЕГЭ облегчает поступление в вуз, и полагающие, что этот экзамен мотивирует учителей повышать свою квалификацию, а их детей более ответственно относиться к обучению.
По данным опроса, среди противников ЕГЭ, как правило, двоечники, теряющие возможность списать или получить подсказку во время сдачи, а также "ребята с повышенным уровнем тревожности". К ним также можно отнести категорию школьников, считающих, что раньше "можно было быть зачисленным в вуз, заплатив за поступление". Учителя, предпочитающие следовать исключительно старым методам в работе и избегающие каких-либо нововведений, и родители, испытывающие недостаток достоверной информации о ЕГЭ, также выступают против ЕГЭ.
В ходе исследования было выявлено, что в обществе существует глубинное понимание необходимости системных изменений в сфере образования. "В связи с этим ЕГЭ признается эффективным инструментом выявления проблемных зон в образовании для их последующего качественного улучшения. Кроме того, выпускники этого года единодушны в том, что нервозная обстановка вокруг ЕГЭ создается взрослыми", – отмечается в опросе.
По данным ВЦИОМ, учителя особенно отметили необходимость повышения профессиональной квалификации своих коллег для обеспечения успешной сдачи ЕГЭ школьниками.
В ходе исследования было проведено 9 фокус-групп: с учениками 9 и 11 классов и их родителями, учителями, преподающими как обязательные для сдачи предметы, так и предметы "по выбору". Исследование будет продолжено в мае в одном из городов СФО.
На первый взгляд, результаты опроса – в «плюс» взрослым сторонникам ЕГЭ. Однако здесь нельзя смешивать две стороны дела: сам факт сдачи ЕГЭ и его влияние на систему образования в целом. Очевидно, что претензии противников ЕГЭ относятся прежде всего ко второй стороне дела. Не менее понятно и то, что оценить ее могут даже не все взрослое сообщество, а только эксперты. Школьники же (во многом и их педагоги) оценивали ЕГЭ с позиции собственной готовности к нему. С этой позиции, в результатах опроса не содержится ничего неожиданного. Подготовленный ребенок в любом случае будет успешнее в сдаче ЕГЭ, чем неподготовленный, независимо от тех установок взрослых, которые ЕГЭ реализует.
Владимир Кудрявцев
По теме на сайте и окрест:
Кампания под лозунгом «…Плюс ЕГЭизация всей страны» в «минусах» (новостная рассылка Владимира Кудрявцева)Двойка за ЕГЭ - взрослым или детям?Владимир Кудрявцев. ЕГЭ: образ темного царства в мутном зеркале (заметки на полях "круглого стола" в Госдуме)Больное место из трех букв, или ПерлЕГЭгогика
ЕГЭ: быть. не быть. быть, но каким?
На развитие сайта