Возможно, кто-то помнит советский мультик про кукурузу, в котором звучала песенка со словами: "Я крупа и маргарин, я мука и желатин, каучук и ацетон, и тройной одеколон, и тому подобное, я на все способная". Лично я мультика не помню - не исключено, что он был отснят еще в эпоху знаменитой "кукурузной кампании" Хрущева, которую застал лишь краешком. Зато помню, как уже в 70-е годы, мы на уроках ботаники декламировали текст этой песенки.
На самом деле кукуруза - вещь действительно полезная (и вкусная!). И не ее вина, в том, что партия пыталась превратить сей сельскохозяйственный продукт в "развесистую клюкву" стратегического назначения, пригодный для выращивания хоть в вечной мерзлоте.
Скорее всего, и нанотехнологии - штука не менее полезная. А если верить некоторой рекламе - и вкусная. Проблема в том, что пока мы можем судить об этом в основном по рекламе и прочей пропаганде, которую теперь адресуют даже детям.
Владимир Кудрявцев
Нанотехнологии доросли до детей
Нанотехнологии стремятся закрепиться в сознании людей. Популярная литература об этой области знания теперь выходит даже для детей.
Издательство ООО «Парк-медиа» выпустило в свет книгу Марины Алфимовой «Занимательные нанотехнологии». Жизнерадостное издание на глянцевой бумаге повествует о безграничной пользе, которую принесут достижения столь популярной в наше время дисциплины.
Как при коммунизме
Основное внимание в книге уделено будущим достижениям нанотехнологий — самоочищающейся одежде; краскам, убивающим бактерии; роботам, которые будут уничтожать рак; счастью для всех и даром (впрочем, нет, про это все-таки не написано). Достигнутые наноуспехи также отражены. Из книги можно узнать, как люди воспроизвели лапу геккона или эффект лотоса, например. Или до каких пределов дошла миниатюризация электронных чипов. А также как эти самые наночастицы все-таки получаются.
Занимательность без науки
Книга, безусловно, увлекательная. Даже несмотря на многочисленные грамматические и стилистические ошибки (особенно в подписях к фотографиям). Стиль написания и формат иллюстраций делает ее весьма привлекательной для детей среднего школьного возраста (примерно 5?7?й классы). Есть даже тематические развивающие игры и тесты, расположенные в конце книги. Правда, создается ощущение, что создавалась она по принципу ставших в последнее время популярными англоязычных энциклопедий, где информация собрана с миру по нитке и объединена неким на самом деле ничего не объединяющим термином, каким с полным основанием можно назвать и термин «нанотехнологии». Если не верите, попробуйте объединить в единое целое производство каркаса для ядерного реактора и модификацию работы обратной транскриптазы.
И здесь возникает самый главный вопрос. Стандарт для детских развивающих книг задал еще в первой половине XX века доктор занимательных наук Перельман. С обилием фактической, годами проверенной информации. Наверное, это не самое плохая концепция. И на фоне прогрессирующей безграмотности в российском обществе на ее основе неплохо бы создать что-то новое с учетом интересов и новшеств XXI века. Например, в «новую» занимательную химию добавить информацию про жидкие кристаллы, а в занимательную астрономию — про экзопланеты. Но при этом рассуждать о науках, имеющих твердую базу и достижения. А вот нужно ли вбивать в детские мозги, что нанотехнологии можно считать некоей самостоятельной дисциплиной, — большой вопрос. По крайней мере автора этих строк книга в этом не убедила.
Андрей Солдатов
P.S. Анекдот в тему.
На деньги, выделенные на развитие нанотехнологий в России, была проведена масштабная рекламная кампания - напечатано более 10 миллионов плакатов: "За нанотехнологиями будущее! Слава нанотехнологиям!".
На развитие сайта