Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Акция с Законом об автономных учреждениях провалилась, на очереди его «младший брат»

Акция с Законом об автономных учреждениях провалилась, на очереди его «младший брат»

  • Закладки: 
  • Просмотров: 3 011
  •  
    • 0

8 февраля в Государственной Думе состоялись общественные слушания на тему «О законодательном регулировании деятельности общеобразовательных учреждений различных форм собственности». Предлагаем вашему вниманию текст выступления депутата Госдумы, заместителя  председателя Комитета по образованию ГД Олега Смолина, который размещен на его официальном сайте.

 

 

Уважаемые коллеги, уважаемый Григорий Артёмович, говоря откровенно, политика отечественного правительства по отношению учреждений различных организационно-правовых форм и форм собственности всегда казалась мне загадочной.

Как сказал бы Алексей Константинович Толстой, тебя я увидел, но тайна твои покрывала черты.

Давайте задумаемся. Если в правительстве у нас государственники, то они должны укреплять государственный сектор. Однако, во-первых, как мы знаем, финансирование госсектора составляет примерно половину от потребности и, во-вторых, на протяжении постсоветского периода его многократно пытались приватизировать. В 90-х годах лично я держал в руках 5 законопроектов и некоторое количество указов о приватизации. А в последние годы принят, например, Закон "Об автономных учреждениях", который предусматривает частичную скрытую приватизацию государственного сектора образования.

Если у нас в правительстве либералы или как сейчас модно говорить либерал-консерваторы, они должны были поддерживать негосударственный сектор в образовании. Однако, если не выбирать выражений, то в последние годы негосударственный сектор образования у нас просто душат.

Во-первых, ликвидировано, как известно, Положение о государственном финансировании и государственной школе, а вузы не получили доступа к бюджету.

Во-вторых, свёрнуты налоговые льготы в результате принятия Налогового кодекса.

В-третьих, резко ухудшаются условия аренды, многие школы просто кричат криком.

В четвертых, в последнее время, в частности в Москве, мы наблюдаем массовое изгнание путем лишения площадей и помещений учреждений дополнительного образования (у меня список примерно из 30 таких учреждений на руках находится).

Уважаемые коллеги, я, конечно, приветствую заявление президента Медведева о равных условиях финансирования государственного и негосударственного секторов. Но, хотел бы напомнить, во-первых, что это положение просуществовало до 2005 года, я лично защищал его в парламенте в период принятия закона о монетизации, и тогда его поддержали только две фракции – КПРФ и "Родина".

Во-вторых, я хотел бы напомнить, что это предложение, к сожалению, всех проблем, которые нужно решать, решить не может, хотя это, безусловно, шаг вперед.

Теперь, уважаемые коллеги, попытаюсь дать ответ на вопрос, который представлялся мне загадкой: кто же, все-таки, ведет образовательную политику – либералы или государственники?

Иногда я вспоминаю старую историю о том, как студент пытался купить в магазине учебник логики, и увидел три книги. Совсем тоненькая называлась "Логика-учебник". Книга довольно толстая называлась "Учебник. Женская логика. Том первый". А книга третья называлась "Учебник. Бюрократическая логика, введение в первый том".

Но так я думал до тех пор, пока не появился новый законопроект о внесении изменений в законодательные акты в связи с совершенствованием правового положения государственных и муниципальных организаций. Пересказываю для краткости его название. Назову его условно законом о казённых и бюджетных учреждениях.

Почему потребовался этот закон? Он потребовался потому, что в основном провалилась акция с Законом об автономных учреждениях, уважаемые коллеги. Я напомню, что против этого Закона тогда выступали съезд ректоров, все ведущие профсоюзы, движение "Образование — для всех" и многие другие. Именно под давлением гражданского общества в Закон было вписано положение о добровольности перехода в автономные учреждения.

В итоге выяснилось, что народ наш достаточно умный и собственными усилиями лишаться гарантий бюджетного финансирования не хочет. Поэтому, по данным, которые я получил из Минобрнауки, в АУ в высшем образовании преобразовано только два учебных заведения.

Суть нового законопроекта заключается в трёх позициях.

Позиция первая – расширение самостоятельности бюджетных организаций до уровня, который сейчас имеют АУ. Мы это приветствуем, безусловно. Но, кстати, этот уровень несколько меньше, чем был по Закону "Об образовании" до 2005 года.

Второе – резкое ослабление финансовых гарантий деятельности бюджетных организаций, в том числе путём перехода на государственные задания и снятие субсидиарной ответственности учредителя, что открывает путь к банкротству, как нам показали профсоюзы ещё давным-давно. В итоге, уважаемые коллеги, любое учреждение можно будет легко закрыть, не выдав ему государственного задания.

И третье, уважаемые коллеги, – это создание колоссальных трудностей негосударственным учреждениям путём исключения из законодательства положения о возможности совместного учредительства этих учреждений. Поскольку (не знаю данных по школам) 95 процентов негосударственных вузов имеют несколько учредителей, закон сулит им перерегистрацию и колоссальные внутренние конфликты. Между прочим, этот законопроект посвящён государственным и муниципальным учреждениям и не должен был бы никаким боком касаться негосударственного сектора. Однако, как видите, касается.

Один знакомый и очень продвинутый ректор открыл мне тайну нового законопроекта, а именно: государство пытается сбросить с бюджета обузу в виде образования, вытолкнуть образовательные учреждения (государственные и муниципальные) в рынок, а чтобы они вообще не остались без денег, задушить конкурентов в виде негосударственного сектора.

Пока против законопроекта активно выступает лишь часть представителей негосударственного сектора образования. Государственный сектор ещё не проснулся.

Я перехожу к предложениям, чтобы успеть их озвучить, уважаемые коллеги.

Первое. Я призываю всё образовательное сообщество сплотиться, как это было в период принятия закона об АУ, и не допустить в данной редакции принятия нового закона о бюджетных и казённых организациях. В противном случае сократятся и социальные гарантии бесплатного образования, и негосударственный сектор тоже. Удар будет нанесён по тем и другим.

Второе. Я предлагаю вписать в наши рекомендации парламентских слушаний следующее предложение. Вернуть в законодательство налоговые льготы для негосударственного сектора образования и вообще для образования в полном объёме. Далее бюджетное финансирование негосударственной школы, а затем вузов. Далее льготы по аренде, которые прежде действовали, а теперь были ликвидированы в процессе монетизации.

Третье. Я предлагаю в новом интегрированном законе закрепить равенство секторов – государственного и негосударственного секторов образования.

И четвёртое. Я проект интегрированного закона предлагаю обязательно вынести на парламентские слушания по главам. Уже сейчас там много к нему вопросов.

Уважаемые коллеги, у нас есть государственный и негосударственный сектор, но у нас не бывает негосударственных детей или студентов. Всё это – дети и студенты России. Знакомый ректор говорит мне так: "Образование, как любимая и любящая женщина, не может быть всегда бесплатным, но должно быть обязательно доступным". Это вполне соответствует лозунгу ЮНЕСКО и нашего движения "Образование — для всех". Спасибо.  

Полный текст стенограммы слушаний

По теме на нашем сайте:

Негосударственным школы смогут претендовать на государственное финансирование (комментарий Владимира Кудрявцева)

 




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Добавить в избранное: ЖЖ Олега Смолина
24-10-2011
Добавить в избранное: ЖЖ Олега Смолина

Голосование на сайте Олега Смолина
30-10-2010
Голосование на сайте Олега Смолина

Рекомендации слушаний на тему «О законодательном регулировании деятельности общеобразовательных учреждений различных форм собственности» в Госдуме РФ
13-02-2010
Рекомендации слушаний на тему «О законодательном

  • Календарь
  • Архив
«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
Ноябрь 2018 (14)
Октябрь 2018 (27)
Сентябрь 2018 (41)
Август 2018 (55)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх