Jacques Carpay RIP
Трагическая весть. Первого марта умер Жак Карпей (Jacques Carpay) (1933 -2010), учитель, учёный, профессор Амстердамского Свободного Университета, иностранный член Российской Академии Образования.
Для меня он был другом, старшим товарищем, советчиком и просто близким человеком. Он великолепно знал психологию - и российскую, и мировую. И не только: в сферу его интересов входило образование, литература, философия, музыка, живопись, поэзия. . . И, всё-таки, я думаю, его главной страстью было море, ведь в молодости он был моряком.
Статья о Жаке
[www.sartonchair.ugent.be]
Статья Жака в «Вопросах психологии»
[www.voppsy.ru]
Статья Жака в «Мире образования»
[www.centr-ro.ru]
RIP
Именно море, служба в торговом флоте занесла впервые Жака в Росиию более 40 лет назад. С тех пор она стала его любовью, которая открыла ему и российскую культуру, и российскую психологию. Таких понимающих и одновременно страстных почитателей нашего достояния на Западе я встречал нечасто. Чаще это люди с отстраненно-академическим или вовсе прагматическим интересом. Но Жак Карпей был совсем иным.
Как-то он рассказывал мне (на чистом и почти правильном русском; тот, кто слышал, вспомнит неподражаемые интонации басовых нот его голоса):
"Знаешь, каждый раз я приезжаю в Москву, иду в Парк "Сокольники" и не устаю удивляться. Там гуляют бабушки с внуками лет десяти и даже более. Они их окружают такой опекой! Завязывают шнурки на ботинках, заправляют рубашки, вытаскивают из луж. Тотальный надзор и контроль попыток делать что-то самостоятельно. Вся ответственность берется на себя. А дети воспринимают это как должное. У нас в Голландии такое было бы невозможно!".
И он удивлялся, любил и приезжал.
В последнее время приезжал, к сожалению, все реже. Занятость, возраст, а главное - уход в 1998 г. Василия Васильевича Давыдова, с которым он близко дружил. Дружил и на "поприще общего дела" - развития культурно-исторической теории Л.С.Выготского и деятельностного подхода в психологии. И просто по-человечески. Они всегда останавливались друг у друга: в Амстердаме и в Москве. Одна история о том, в каких условиях Давыдову приходилось работать и жить в СССР, стала известной в широких кругах благодаря Жаку, записавшему на диктофон
рассказ В.В. Дружбу с Жаком нашей семье подарил В.В. Никогда не забуду, как, будучи у нас в гостях с В.В. и Эдвардом Боллом, Жак с моим двухлетним сыном Кирюшей "искали слонопотама". На кухне тогда был настелен линолеум с пятнистом рисунком, и Жак предложил найти неведомого зверя по следам-пятнам. Кирюша был поражен и счастлив - ведь рос он без бабушек и дедушек. Дедушку временами ему "заменял" тот же Василий Васильевич. А тут еще двое дедушек, один из которых к тому же владел тайной слонопотама!. . . Мне потом приходилось еще раз наблюдать, как Жак Карпей умеет общаться с детьми - любого возраста и любой страны. На уроке в нашей "давыдовской" школе "Лосиный остров". Высокий, красивый, благородный, с "кинематографической" внешностью и манерами западный гость-профессор через несколько минут стал в 3 классе своим. . .
Светлая память. И любовь, которая всегда в нас, однажды одаренных общением и дружбой с Жаком Карпеем.
Владимир Кудрявцев