Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Людмила Кожурина. Усредненное качество образования

Людмила Кожурина. Усредненное качество образования

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 400
  •  
    • 0

Что проверяет ЕГЭ? И кого отбирает?

Профессиональная примета: после 8 марта учебный год своей силой докатится. Все главное уже сделано, и впереди только финишная прямая. Не в том ритме живут аналитики, исследователи проблем образования и широкая общественность. Если для учителей ЕГЭ–2009 забыт как прошлогодний снег, потому как все силы брошены на отработку демоверсий ЕГЭ–2010, то люди, причастные к системе образования, не перестают обсуждать его итоги, составлять диаграммы, интерпретировать результаты. Правду сказать, данные по ЕГЭ во всей их полноте засекречены, и только Рособрнадзор имеет доступ к ним. Тем интереснее познакомиться с выводами ученых, которым эти данные предоставлялись под целевые исследования.

Послевкусие и последействие

В интернете горячо обсуждаются данные преподавателя МИФИ о падении уровня математической грамотности учеников 8–11 классов, поступающих к ним в заочную школу. Начиная с 2005 года кривые графиков скользят вниз, причем если раньше у 8–9-классников были очень высокие стартовые данные, то в новом сезоне показатели всех слились в точке нижнего ряда. Комментирующие приводят свои мини-исследования и подтверждают горькую истину: дети не готовы (не научены, не заинтересованы) заниматься чем-либо самостоятельно и глубоко.

А на семинаре в ГУ-ВШЭ любопытные данные привел Владимир Собкин, директор Центра социологии образования Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, академик РАО. В 1975 году с его участием проводилось масштабное исследование старшеклассников на предмет развития литературного вкуса. Оно было повторено в 2005 году на том же диагностическом материале. Оказалось, тридцать лет назад с заданиями по поэзии справлялись 43% учеников, теперь – 9%. Задание стало культурно недоступным. А всего-то – разложить по разным «кучкам» стихи двух разных поэтов, Самойлова и Вознесенского (имена были не указаны).

По версии Владимира Самуиловича, этот колоссальный откат связан с тем, что диагностические материалы ЕГЭ, видимо, строятся в какой-то иной концепции, усилия человека в языке не востребующей.

«Никак не влияет», 39% опрошенных

В обучении важны психологические мотивы: что ребенок делает и почему я оцениваю именно это. Ситуация «потому что ЕГЭ» – самая неопределенная: неясно, что же на самом деле проверяет ЕГЭ. Соберутся пять учителей и будут говорить то же, что пять чиновников образования: проверяет память, проверяет умение сдавать именно такой экзамен, проверяет знания по программе, проверяет готовность учиться дальше, ничего не проверяет. И тут в пору заменить ключевое слово в вопросе: что, кого ЕГЭ отбирает?

Опрос об отношении учителей к ЕГЭ в 2009 году (опрошены 3000 человек из разных регионов), проведенный Центром социологии образования РАО, дал такой результат: принимают эту форму учителя массовой школы, работающие по стандартным программам, учителя-исполнители; отрицательно – творческие педагоги, которые ощущают себя субъектами своей деятельности, работают по авторским программам.

Из общего числа опрошенных 43,2% считают, что ЕГЭ упрощает содержание изучаемой дисциплины, делает его фрагментарным.

В общем, выходит, ни хорошего самостоятельного учителя детям при ЕГЭ не видать, ни полноценного представления о предмете.

Назначить тренером

Идеально, на взгляд чиновников: дети где-то сами учатся и воспитываются, а школа их готовит к ЕГЭ и другим формам аттестации. Вроде так оно и есть: 30% заданий международного исследования PIRLS, которые наши дети выполнили успешно, нет в школьных программах. Стало быть, толку от школы мало. Дальше больше, гонение на учителей.

И вот уже статистически подтверждается факт двойного отрицательного отбора в профессию. Сначала самые слабые идут в педвузы, потом слабейшие из них попадают в школы. И все теперь с этими мыслями носятся. И это будто бы правда: проходной балл в МГПУ на физмат в этом году (по ЕГЭ) был 34 с чем-то.

Но правда счета и правда жизни сходятся далеко не всегда. В школах у нас куда ни придешь – в основном люди, работающие по призванию. И в педвузы они шли сознательно, и в школе остаются не от безысходности. Они люди помогающей профессии (это чиновникам невдомек?), а не менеджеры среднего звена. И выбивать их из школы – действовать наперекор рассудку и природе.

Порог правдивости

На самом деле проблема в другом: феодальные отношения, нерушимые в сфере образования, и люди, обладающие творческим потенциалом, ужиться не могут. Очень старая проблема и очень старый подход: человек мешает. Но в век IT все уже по-другому. Взять хотя бы результаты анализа компьютерных данных по ЕГЭ–2009: многое обнажилось. Вот некоторые предварительные выкладки руководителя рабочей группы Комиссии при президенте по совершенствованию ЕГЭ.

. . .Мальчики сдают гораздо хуже девочек. Вывод: образование, основанное на формальном отборе и формальном усвоении, а не на развитии способностей мышления, некомфортно для мальчиков.

. . .Лучшие результаты показывают дети, которые сдают в ППЭ, где 10 человек и меньше. Лучше всего русский язык знают в Дагестане; в Мордовии в сельской школе математике учат лучше, чем в Москве. Вывод: невозможно оперировать средним баллом как таковым вообще. Между тем повсеместно результаты детей привязывают к результатам работы местных администраций, есть случаи увольнения директоров.

. . .Сравнение результатов ЕГЭ по регионам вызвало большие затруднения, поскольку обнаружились подтасовки. Раскручивая ситуацию сверху вниз, удалось выяснить: у местных чиновников в ходу политика «увода от двоек». Допустим, говорится: чтоб двоек было полпроцента – исполнители начинают «соображать». Например, резко поднять баллы за счет проверки части С «по-свойски».

Что ожидается? Из сказанного – во-первых, от среднего балла перейдут к другим показателям качества; во-вторых, часть С уже в этом году будет проверяться экспертами в другом регионе. А из несказанного? Достигая необходимого «порога правдивости» ЕГЭ, меняем ли мы что-то в системе отношений «школа – власть», «ученик – учитель»? Хотелось бы верить.

Первое сентября. 2010. № 5

 

По теме на сайте и окрест:  

Кампания под лозунгом «…Плюс ЕГЭизация всей страны» в «минусах» (новостная рассылка Владимира Кудрявцева)

Двойка за ЕГЭ - взрослым или детям? 

Владимир Кудрявцев. ЕГЭ: образ темного царства в мутном зеркале (заметки на полях "круглого стола" в Госдуме)

Больное место из трех букв, или ПерлЕГЭгогика 

Не пугай ученого! (из выступления министра образования и науки РФ А.Фурсенко на IX Съезде ректоров России, комментарии В.Кудрявцева)

ЕГЭ: быть. не быть. быть, но каким?




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Тигран Шмис: Не может быть свободных, инициативных учеников у несвободных и безынициативных учителей
30-01-2014
Тигран Шмис: Не может быть свободных,

Информация к разным размышлениям. Преподавателям в России приходится тяжелее, чем в Эфиопии
05-04-2012
Информация к разным размышлениям. Преподавателям

Государство отложило реформу бюджетных учреждений
28-07-2010
Государство отложило реформу бюджетных учреждений

  • Календарь
  • Архив
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Июль 2018 (29)
Июнь 2018 (41)
Май 2018 (31)
Апрель 2018 (60)
Март 2018 (53)
Февраль 2018 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх